Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных

Развитие образования » Особенности формирования экологических понятий у дошкольников » Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных

Страница 1

Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующей норе барсука, медведь ложится спать в берлогу). В первую очередь дети должны знать животных, обитающих в той климатической зоне, где они проживают.

Обратите внимание детей на зависимость характера передвижения от особенностей строения конечностей животных (например, заяц хорошо прыгает, потому что его задние ноги длиннее передних).

Продолжая знакомить детей с обитателями леса, загадайте им загадки о медведе:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна.

Просыпается от сна.

Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

Задайте детям вопросы: «Как ты догадался, что эта загадка о медведе? Где спит медведь зимой? Что делает медведь весной? Что делает медведь летом?». Прочитайте детям рассказ М. Пришвина «Медведь». После чтения побеседуйте по содержанию: «О каком времени года говорится в рассказе? В какое время года медведь выходит из берлоги? Почему автор рассказа, повстречав медведя в лесу, не заметил его? Кто рассказал автору, что в лесу был медведь? Как вы думаете, опасна ли для человека встреча с этим животным? Чем медведь питается в лесу?».

Продолжить знакомство детей с дикими животными можно, прочитав рассказ Е. Чарушина «Волчишко». Побеседуйте с детьми по его содержанию. Расскажите о волках.

«Волки — это хищные звери, они поедают других животных. Вместе с тем волки сохраняют экологическое равновесие в природе, так как питаются наиболее ослабленными зверями. А вот при отсутствии в лесу этих хищников многие животные начинают страдать от болезней, паразитов и бескормицы. Волки могут представлять опасность для человека, особенно в зимнее время, когда у них мало питания. Многие ученые считают, что собаки произошли от древнего волкообразного зверя и поэтому сохранили некоторые особенности его поведения. Например, в случае нападения волки оскаливаются, хвост поднимают выше спины, их шерсть встает дыбом. Испуганный волк прижимает уши, вытягивает морду, низко опускает хвост. Иногда зверь ложится на спину, открывая самые уязвимые части тела — шею и живот; это означает признание силы, главенства. Если волки настроены дружелюбно друг к другу, они приветливо виляют хвостами».

Предложите детям вспомнить, в каких сказках присутствует волк, как описывают волка в русских народных сказках, какие повадки можно увидеть в описании этого животного. Понаблюдайте на улице за собаками и определите, что у них есть общего с волками. Подведите детей к пониманию того, что собака — это сторожевое животное. Объясните, что незнакомых животных нельзя гладить, с ними опасно играть. С домашними собаками тоже нужно быть осторожными и внимательными. Объясните детям, что собака — друг человека; эти животные очень преданы своим хозяевам. Если в доме живет собака, нужно ухаживать за ней, знать особенности поведения той или иной породы. Иногда дети приносят в дом маленьких щенков, радуются их непосредственности, а потом, когда животные вырастают, их выбрасывают на улицу. Необходимо формировать у детей ответственность за содержание животных в неволе. Если человек правильно ведет себя с животным, это доставляет радость и человеку, и животному.

В процессе сравнения волка и собаки учите детей видеть сходство и различие между домашним и диким животным.

Используйте при ознакомлении детей с окружающим миром шуточные стихотворения, например, «У пенька» Г. Ладонщикова:

Зайчиха, сидя у пенька,

Учила шустрого сынка: —

Будь смел,

Не хвастай и не ври!

Чужой капусты не бери!

Не жми при встрече

Волчьих лап!

Не обижай того,

Кто слаб!

Не смейся над чужой белой!

С голодным поделись едой!

Обидных кличек не давай!

Осла глупцом не называй!

Еще запомни, сын:

Неловко

Дарить мышонку мышеловку,

Лисе —капкан,

Ершу — крючок,

А поросенку — пятачок.

После чтения стихотворения задайте детям вопросы: «Для чего зайчиха учила сынка? Чему она учила зайчонка? Почему зайчиха-мама не разрешала зайчику здороваться с волком за лапу при встрече? Можно ли человеку применять в жизни наставления зайчихи?».

В процессе игр-драматизаций учите детей имитировать животных и птиц, подмечая наиболее характерные особенности. Например, в сказке «Терем-теремок», играя роль животных, дети изображают голосом и движением лягушку, мышку, ежа, петуха, волка, лису и медведя. С помощью родителей можно изготовить костюмы животных, которые помогут ребенку войти в ту или иную роль.

Составить описательный рассказ про животных детям помогут следующие вопросы: «К какой группе животных относится (птицы, рыбы, млекопитающие и т.д.)? Где обитает? Условия жизни? Чем питается? Какого цвета? Какие имеет части тела? Как передвигается? Какие звуки издает?». Затем можно побеседовать с детьми о том, с какими растениями связана жизнь этих животных; установить экологическую цепочку.

Страницы: 1 2

Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Считается, что п ...

Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...

Обучение монологической речи
Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развёрнутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т.д. [1, с. 143] Одной из задач, которую выдвигает программа средней школы по иностранному языку, является обучение монологической речи. Целью обучения является формир ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru