Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги

Развитие образования » Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги

Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.

По замечанию Н. Коротковой, программы ДОУ организуют специальные обучающие занятия в логике отдельных «учебных предметов» (обучение способам рисования, лепки, конструирования): в комплексных и независимых (парциальных) программах (20, 30). Но как заметила Е. Трифонова, слишком раннее превращение, как например одного из этих видов деятельности - рисования - в собственно изобразительную деятельность приводит к снижению развивающей функции и шаблонам (51,25). Н. Короткова также отметила, что на практике часто происходит чрезмерное насыщение занятий специфической информацией избыточной для дошкольников, формализованными упражнениями (вне конкретных детских интересов, вызывающих скуку и пресыщение, в результате чего общеразвивающие задачи затушевываются, сковывается инициатива педагога, нет гибкого планирования содержания работы (жесткая дисциплина обязательного фронтального занятия) (20,31).

Актуальность: таким образом, налицо противоречия между необходимостью развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно-образного мышления у дошкольников, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и с недостаточным применением на практике оригинальных эффективных творческих форм организации продуктивных форм деятельности с другой стороны.

Цель исследования: изучить возможности развития наглядно-образного мышления с помощью конструирования из бумаги.

Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления старшего дошкольника.

Предмет исследования: конструирование из бумаги как средство развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если систематично и планомерно использовать конструирование из бумаги на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, то наглядно-образное мышление этих детей будет эффективно развиваться.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи исследования:

Проанализировать вопросы развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в аспекте современной психолого-педагогической литературы;

Проанализировать педагогические условия и способы организации, связанные с конструированием из бумаги;

Определить методики диагностики уровня развития наглядно-образного мышления;

Выявить критерии уровня сформированности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп;

Провести формирующий эксперимент по теме исследования и подвести итоги эксперимента (описание сравнительного этапа исследования, достигнутых результатов).

Разработать методические рекомендации.

Методы исследования:

- экспериментальное наблюдение, обобщение педагогического опыта, изучение состояния исследуемого вопроса теоретически по литературным источникам,

- психологические методы диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста, педагогический эксперимент, анализ и синтез.

Практическая значимость исследования заключается в том, что получаемые в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность организации различных видов продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов и других ДОУ.

База исследования: МКДОУ детский сад п. Чернореченский Искитимского района Новосибирской области

Особенности работы по развитию разговорной речи на уроках ППО в первом классе
Для усовершенствования качества развития разговорной речи нужно выявить основные затруднения в ее овладении учащимися, определить, почему эти затруднения возникли и, наконец, какими приемами и способами можно их преодолеть. Для начала рассмотрим, как проводятся уроки ППО в первом классе (г. Рязань) ...

Функции языка
Главные функции: Коммуникативная - орудие общения, обмена мыслями. Мыслеформирующая - как говорит Выготский Л.С. - мысль не просто выражается в слове но и совершается в слове. Познавательная Кроме этого можно выделить другие частные функции языка: - сохраняющая опыт поколений и передающая его следу ...

История Национального образования на Алтае в работах публицистов
История образования в Горном Алтае является составной частью региональной и отечественной педагогической науки. Исторический опыт обучения и воспитания в таком своеобразном по территории и народонаселению регионе интересен и специфичен, обусловлен прежде всего национальными и культурными особенност ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru