Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги

Развитие образования » Развитие наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста средствами конструирования из бумаги

Задачу развития наглядно-образного мышления дошкольника решают ряд конкретных видов деятельности: рисование, конструирование, лепка, аппликация, носящие репрезентативный характер, особым образом отражая реальным мир, подобно сюжетно-ролевым играм.

По замечанию Н. Коротковой, программы ДОУ организуют специальные обучающие занятия в логике отдельных «учебных предметов» (обучение способам рисования, лепки, конструирования): в комплексных и независимых (парциальных) программах (20, 30). Но как заметила Е. Трифонова, слишком раннее превращение, как например одного из этих видов деятельности - рисования - в собственно изобразительную деятельность приводит к снижению развивающей функции и шаблонам (51,25). Н. Короткова также отметила, что на практике часто происходит чрезмерное насыщение занятий специфической информацией избыточной для дошкольников, формализованными упражнениями (вне конкретных детских интересов, вызывающих скуку и пресыщение, в результате чего общеразвивающие задачи затушевываются, сковывается инициатива педагога, нет гибкого планирования содержания работы (жесткая дисциплина обязательного фронтального занятия) (20,31).

Актуальность: таким образом, налицо противоречия между необходимостью развития в условиях современного ДОУ высших форм наглядно-образного мышления у дошкольников, обеспечивающего построение ими собственной картины мира, закладку фундамента детского мировоззрения с одной стороны и с недостаточным применением на практике оригинальных эффективных творческих форм организации продуктивных форм деятельности с другой стороны.

Цель исследования: изучить возможности развития наглядно-образного мышления с помощью конструирования из бумаги.

Объект исследования: развитие наглядно-образного мышления старшего дошкольника.

Предмет исследования: конструирование из бумаги как средство развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: если систематично и планомерно использовать конструирование из бумаги на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста, то наглядно-образное мышление этих детей будет эффективно развиваться.

Исходя из поставленной цели, можно определить следующие задачи исследования:

Проанализировать вопросы развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста в аспекте современной психолого-педагогической литературы;

Проанализировать педагогические условия и способы организации, связанные с конструированием из бумаги;

Определить методики диагностики уровня развития наглядно-образного мышления;

Выявить критерии уровня сформированности наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста экспериментальной и контрольной групп;

Провести формирующий эксперимент по теме исследования и подвести итоги эксперимента (описание сравнительного этапа исследования, достигнутых результатов).

Разработать методические рекомендации.

Методы исследования:

- экспериментальное наблюдение, обобщение педагогического опыта, изучение состояния исследуемого вопроса теоретически по литературным источникам,

- психологические методы диагностики уровня развития наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста, педагогический эксперимент, анализ и синтез.

Практическая значимость исследования заключается в том, что получаемые в работе результаты, сформулированные выводы и положения повышают эффективность организации различных видов продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста и могут быть использованы в работе педагогов и других ДОУ.

База исследования: МКДОУ детский сад п. Чернореченский Искитимского района Новосибирской области

Развитие ребёнка с рождения до 1 года
В процессе действий с предметами у детей уже с младенческого возраста начинается развитие ручной моторики. Однако первые движения малыша всегда непроизвольные, они отрывисты и конвульсивны. Руки ребенка второго месяца еще сжаты в кулачки и нет такого понятия, как сознательный захват предмета – толь ...

Классификация средств обучения
Классификация средств обучения (как и многое в педагогике) различна - в зависимости от положенного в основу признака: 1-я классификация (по общим свойствам) 1. По составу объектов: материальные (помещения, оборудование, инвентарь, приборы, мебель, инструменты, расписание занятий) и идеальные (знако ...

Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педа ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru