Характеристика продуктивной деятельности старших дошкольников на занятиях в ДОУ

Страница 1

Л.С. Выготский, Ю.А. Полуянов и некоторые другие авторы относят к дошкольному возрасту возникновения способности самостоятельно образовывать продуктивные цели. При этом Л.Г. Лысюк отмечает необходимость культивирования взрослыми специфических детских видов деятельности: изобразительной, конструктивной, игровой, вызывающих появление продуктивных целей [19, c.58].

Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько видят необходимое условие для развития творческого мышления во включении детей в деятельность, в ходе которой могла бы ярко проявиться их активность [12, c. 149]. Как заметила Г.А. Урунтаева, продуктивная деятельность дошкольника, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении [39, c. 178].

В процессе конструирования решаются какие-либо технические задачи, предполагающие создание построек, приведение в определенные взаимное расположение предметов, их частей и элементов. По словам Г.А. Урунтаевой, осваивая эту деятельность, ребенок учится выделять в реальном предмете те стороны, которые могут быть отражены в том или ином виде [39, c. 156].

По замечанию А.Н. Давидчук в дошкольном возрасте развиваются две взаимосвязанные стороны конструктивной деятельности: конструирование-изображение и строительство для игры [13, c. 115]. По мнению Г.А. Урунтаевой, основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов, дающая возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения [39, c. 158]. Как отметили же Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, важным средством развития мышления является и детское экспериментирование в области конструктивной деятельности [12, c. 159]. А, особенно, как показали исследования Г.В. Урадовских, важно предоставление детям возможности самим ознакомится с новым конструктором [27, c. 47].

Как отметили Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько, конструирование по образцу - первый и необходимый этап в развитии конструктивной деятельности [12, c. 87]. А, как доказали эксперименты, проведенный А.Р. Лурия, совместно с А.М. Миреновой, расчлененный «элементный» образец, целесообразно применять лишь в самом начале овладения конструктивной деятельностью, длительное использование этого вида конструирования не развивает деятельность ребенка, более эффективен целостный, нерасчлененный образец и образец в виде рисунка [12, c. 87]. Также значимы и конструирование по условиям и по замыслу представлений ребенка посредством проявления, по словам Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько, способности их к самостоятельному планированию своей деятельности, тенденции к творчеству [12, c. 88].

По мнению Л. Галигузовой, уже с первого года жизни в игру ребенка можно вводить элементы конструирования, развивающие наглядно-образное мышление, восприятие, умение соотносить формы предметов, мелкую моторику пальцев рук [11, c. 47]. А. Булычева отмечает необходимость наличия интереса к деятельности, наличия мотивации, положительного отношения к познанию, познавательного интереса к окружающей действительности, наличия мотивации, проявляющейся в дошкольном возрасте, направляемая познавательной задачей, при этом Н.Н. Поддъяков видит для достижения этих условий необходимость в организации «детского экспериментирования», наблюдения различных закономерностей побуждает у детей интерес к открытию самих закономерностей, к обнаружению общего в конкретных проявлениях [29, c. 70].

В.К. Вилюнас, в свою очередь, говорит о значимости в дошкольном возрасте не вербализованной, а эмоционально-непосредственной формы «личностных смыслов» ситуации - её эмоционально-непосредственного переживания, единственного, при котором детям понятен смысл деятельности, в том числе познавательной [7, c. 70]. В свете этого положения А. Булычева утверждает необходимость создания взрослыми условий для положительного эмоционального отношения к познавательной задаче, которую можно задавать в трех основных формах: сюжетно-ролевая игра, обозначение познавательной задачи, символическими средствами (создают воображаемую ситуацию) и включение проблемной ситуации (задачи-загадки, собственно задача), и при этом выделять момент нахождения решения, положительно отмечать у детей преодоление трудностей в процессе решения [7, c. 72].

Страницы: 1 2 3

Цели и задачи элективных курсов
Новым вариантом образовательного стандарта для общеобразовательной школы не предусмотрено обязательное изучение образовательной области «Технология» на старшей ступени. Иными словами, на базовом уровне для этой образовательной области стандарт не разрабатывается. Действительно, трудно представить с ...

Роль дидактической игры в развитии внимания учащихся
Дидактическая игра, как и каждая игра, представляет собой самостоятельную деятельность, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной и коллективной. «Дидактическая игра – явление сложное, но в ней отчетливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форм ...

Из опыта работы лучших педагогов и методистов
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru