Эмоциональные ситуации в учебном процессе

Развитие образования » Эмоциональные ситуации в учебном процессе

Педагогика как наука и как искусство учить имеет такую древнюю историю, что трудно сказать, откуда пошли ее истоки. Созданы сотни различных методик, написаны тысячи монографий и сотни тысяч брошюр и статей. Теоретические исследования и практические результаты коснулись наиболее доступных и проникли вглубь самых тайных сторон обучения. Но, несмотря на все это, массовая учебная практика обучения достаточно однообразна, однородна и типична.

Почему? Может быть, потому, что рядовой учитель не очень вникает в тонкости педагогической науки и не слишком силен в проблематике научных подходов? Возможно, это так. Но главная причина однообразия методов обучения в школе в другом. Рассмотрим, в чем же…

Педагог, как каждый человек, неповторим, а в работе своей использует в основном те же методы, что и другие педагоги. Еще более странно то, что методы эти сродни конвейерной технологии, хотя обучение, как и воспитание души, по своей сути слишком далеки от подобных регламентированных методов. Парадоксальность этого метода обучения настолько очевидна, что невозможно объяснить в рамках здравого смысла существование и повсеместное преобладание именно этого метода обучения. Поскольку личность человека разнообразна. Ученики в проявлении черт своего характера неповторимы и непохожи друг на друга ещё больше, чем учителя. Естественно, в их отношениях с учителем неповторимость должна лишь усиливаться. На практике мы приходим к тому, что все индивидуальное и уникальное в ученике начинает стираться в процессе обучения.

Еще Стефан Цвейг писал о педагогике 19 века: "Школа была для нас воплощением насилия, мучений, скуки, местом, в котором необходимо поглощать точно отмеренными порциями "знания, которые знать не стоит", схоластические или поданные схоластически сведения, которые мы воспринимали как что-то не имеющее ни малейшего отношения ни к реальной действительности, ни к нашим личным интересам. Это было тупое, унылое учение не для жизни, а ради самого учения, которое нам навязывала старая педагогика. И единственным по-настоящему волнующим, счастливым моментом, за который я должен благодарить школу, стал тот день, когда я навсегда захлопнул за собой ее двери".

К сожалению, и в наше время многие ученики, окончившие школу, могут сказать о своих школьных годах так же грустно, как это сделал великий австрийский писатель. Такой эмоциональный ряд как неуверенность, страх, отчуждение, агрессивность и часто бессилие выразить себя как личность и быть понятым учителем - свойственны многим ученикам. В дальнейшем это приводит к глубоким изменениям в психическом аппарате учеников и неврозам. Возникают обратные связи между ухудшением психического здоровья учеников и ухудшением здоровья учителей. А за психическим здоровьем следует телесное, и оно подвергается опасности. Существующая система обучения очень устойчива и прочно вошла в жизнь по одной лишь причине: ее простота и доступность - с точки зрения преподавателя (объяснение; путем рассказа педагога нового учебного материала, решение задач, задание на дом, а на следующий день - проверка знаний учеников в школе, затем цикл повторяется). Возможность конвейерной технологии в процессе обучения обеспечивает такой системе стабильное существование.

Если исходить из принципа конвейерности обучения, то какие бы методы мы не предлагали, как бы не пытались изменять подходы, и какие бы теоретические обоснования не находили, конвейер приобретения знаний в школе останется навсегда. Во-первых, он технологичен, во-вторых, при любых подходах будут сохранены все основные звенья конвейера: передача знаний, их усвоение учениками, закрепление знаний и контроль. Однако искусство учить должно приносить удовольствие, как и любой другой вид творчества. Однако за творческое удовольствие всегда приходится платить повышенной отдачей физической и нервной энергии. Таким образом нужно создать такую систему, которая доставляет и учителю, и ученикам удовольствие, а не отвращает. Другими словами, традиционному гербартовскому подходу противопоставить альтернативный метод обучения (И.Ф. Гербарт - немецкий философ, психолог и педагог, один из основоположников традиционной школы).

Возможно, анализ влияния эмоций на учебный процесс может помочь в создании альтернативно системы обучения.

эмоциональная ситуация учебный процесс

Прогнозирование погоды: пример реальной учебной проблемы на материале землеведческого направления
Постановка проблемы Первая обязанность учителя заключается в том, чтобы обнаружить конкретную проблему или затруднение сразу при их возникновении. Например, вопрос о том, как научиться предсказывать погоду при планировании какого-либо мероприятия, или о выборе одежды для многих детей во всех частях ...

Роль и место развития пространственного мышления на уроках черчения
На основе длительных теоретических и экспериментальных исследований для определения сформированности у учащихся пространственного представления, их полноты, осмысленности, действительности, научности, в качестве критерия оценки Н.Д. Мацько предлагает принять следующие умения: 1. Распознавать данный ...

Консультация для родителей «Возрастные особенности подвижных игр»
И для малыша, и для мамы так важно играть вместе! Для родителей дорого ощущение любви и близости и то особенное понимание ребенка, которое можно обрести только в игре с ним. Для малыша игра с мамой - самый радостный и комфортный способ узнать мир. Если ребенок умеет играть, если его радует собствен ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru