Социально-педагогический потенциал детского досуга

Страница 13

Как правило, с целью повышения уровня управляемости отрядом его подразделяют на более мелкие группы. Наиболее устойчивое, оптимальное группообразование состоит из 7 — 9 человек. Это то количество людей, которые могут одновременно поддерживать как вербальное, так и визуальное (зрительное) общение. При делении отряда на группы хорошо бы учитывать эту особенность.

Деление отряда на группы облегчает управление им, но одновременно следует позаботиться о том, чтобы у групп было преимущественно больше совместных дел. Это условие крайне важно соблюдать при проведении различных конкурсов и соревнований.

Перечисленные условия позволяют также стимулировать самоуправленческую активность детей, преодолеть их отчуждение от проблем всего коллектива, сформировать у них готовность к реализации лидерских функций. О самореализации детей в коллективе и развитии их лидерских качеств пишут многие, например Тихомирова Е.И. [33], Мудрик А.В. [30], Рожков М.И. [28].

Наличие органов самоуправления, содержание их деятельности в лагере зависит от тех задач, которые определяет коллектив. Но все органы самоуправления объединяет деятельностный подход. Сначала надо увлечь детей каким-либо общественно значимым делом, а затем создавать соответствующий орган самоуправления для его организации.

Развитие самоуправления во временных коллективах может происходить более интенсивно благодаря: изменению позиции школьника; возможности для изменения стереотипов; созданию положительной модели поведения личности; реализации активности школьников; динамизму и интенсивности общения; эмоционально-психологической атмосфере временного коллектива – более жизнерадостной, в которой преобладают бодрые и приятные эмоциональные состояния.

Развитие детского самоуправления во многом зависит от реализации трех важных условий:

1. Поиск деятельности. Педагоги должны позаботиться о создании «поля социальной деятельности» для детей. Развивать способности видеть, кому необходима их помощь, где они могут принести пользу. Поиск – это развитие организаторских способностей у подростков, воспитание у них чувства хозяина своего лагеря. К организационным формам поисковой деятельности можно отнести «разведку» дел, творческие задания поискового характера, поисковые десанты и т.д.

2. Планирование коллективной деятельности. Педагогам необходимо отказаться от сложившегося планирования большого количества однотипных мероприятий, обязательности участия в них детей, организации их без учета мнения и интересов детей. Работу по развитию организаторских способностей следует планировать через методику коллективного творческого планирования. Использование при этом таких методов, как «Мозговой штурм», «Шкатулка предложений», «Аукцион идей» позволяют создать конкретные планы, дающие детям возможность самостоятельно формулировать и решать без навязывания готовых правил со стороны взрослых конкретные задачи, способствующие формированию у детей гибкого мышления, понимания отношений в коллективе, а также интенсивно формирующие социальный опыт.

3. Форма организации коллективной деятельности. Ведущим средством коллективной организаторской активности детей в жизненно значимой для них деятельности является создание творческих групп, лабораторий, клубов по интересам – конкретных форм интеграции разнообразной по своему содержанию и функциям добровольной и осознанной их деятельности.

Итак, настоящий, сплоченный коллектив не возникает сразу, а формируется постепенно, поэтапно, чему в первую очередь способствует, как уже отмечалось ранее, совместная деятельность.

Положение ребенка в отряде определяется не только его индивидуальными особенностями. Оно может меняться в зависимости от уровня сработанности, сплоченности коллектива, интенсивности смены ролей ребят в процессе общения и взаимной деятельности, динамики развития системы коллективных и личных ценностей, внутренних норм отряда, наличия побед или неудач, серьезных позитивных результатов, достигнутых как им самим, так и группой в целом.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15

Особенности работы с детьми с ОВЗ
Проблема воспитания и обучения детей-инвалидов на сегодняшний день очень важна. Такие дети нуждаются в особом подходе. Этот подход может найти специалист. Деятельность педагога включает в себя две основные характеристики: субъективную и объективную. К субъективным характеристикам относятся его личн ...

Предмет, задачи, основные функции методики обучения праву
Среди множества наук, существующих в нашем обществе, особую роль играют науки педагогические, определяющие гуманную миссию человечества — передать своим потомкам весь тот багаж знаний, который позволит им творить, изменять окружающий мир, жить в мире и согласии. Воспитывая и обучая тех, кому принад ...

Методические принципы ознакомления учащихся с химическими производствами
Общеобразовательная средняя школа не готовит и не может готовить химиков-специалистов: лаборантов, аппаратчиков, техников и т. п., она лишь содействует тому, чтобы её выпускники были всесторонне образованными и получили возможность быстро освоить связанные с применением химии профессии, чтобы получ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru