Социально-педагогический потенциал детского досуга

Страница 14

Педагог, работающий с детьми в загородном центре, помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности, и формирует договорные отношения в сообществе на каждом периоде жизнедеятельности лагерной смены.

Таким образом, педагог, как организатор досуга имеет дело с множеством потребностей (и в отдыхе, и в общении, и в познании, и наслаждении) и с множеством различных интересов. Поэтому он должен обладать педагогической оперативностью в выявлении и использовании этих моментов.

В организации детского досуга в лагере необходимо учитывать некоторые принципы (по Васильковой) [9]:

Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда должна быть некая черта, за которую переходить опасно. «Красная линия» - это грань риска, меры, разумного и допустимого во всем:

- в отношениях содружества воспитателя и детей. Вольный, творческий дух истинного досуга всегда вызывает неформальные отношения. За «красной линией» - панибратство, лжедружба. Здесь нельзя «заигрываться», и разумная дистанция все же необходима;

- в информации любого толка, которой обогащают педагоги-вожатые ребят. И прежде всего, в вопросах политики, социальной жизни людей, в истории национальных проблем и т. п. «Красная линия» касается трактовки этих вопросов, их содержания, «подтекста»;

- в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел». Его подсказывают личный опыт, интуиция, разумная осторожность и необходимая перестраховка. Здесь важно все: мера активности досуговой деятельности, санитарно-гигиеническая сторона досуга, безопасность игр, игрушек, игровых аксессуаров.

Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи делиться обычно на всех (например, футбольная победа или успех праздника). Для успеха досуга нужна «могучая кучка», союз единомышленников, вдохновленных сознанием важности выполняемой задачи. Можно понимать под таким союзом ядро детского коллектива. В «могучей кучке» всегда высокое притяжение человечности, взаимовыручки и чувства локтя, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе.

Принцип «камня, брошенного в воду». Любой ребенок должен реализоваться. Значит, каждого надо «бросить, как камень, в воду», в досуговое дело, в совместное творчество детей и взрослых, чтобы «пошли круги результативности», появились творческие удачи.

Принципы опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Увидеть дурное гораздо проще, чем разглядеть положительное.

Учитывая все вышесказанное, можно сделать несколько основополагающих выводов характеризующих социально-педагогический потенциал детского досуга.

Во-первых: особенности организации летнего отдыха и досуга сильно отличаются от организации свободного времени в школьный период. Лето таит в себе ряд уникальных возможностей для ребенка: приобретение опыта самостоятельности, возможность развлечься и отдохнуть со сверстниками, раскрыть собственные потенциальные возможности, искренне и дружески пообщаться со взрослыми и др.

Во-вторых: детский досуг имеет свою сложную структуру. Она состоит из нескольких уровней: пассивный и активный отдых, целенаправленно организованный досуг: познавательный, созерцательный, развлекательный. досуг имеет свои функции и принципы. Досуг имеет свое строгое содержание.

В-третьих: организуется досуг в оздоровительном лагере в рамках лагерной смены, который структурируется строго поэтапно: подготовительный этап, организационный этап, основной этап, заключительный этап, послелагерный этап.

В-четвертых: досуг в оздоровительном лагере происходит во временном коллективе – отряде, который имеет свои признаки: автономность, кратковременность функционирования, сборный состав, публичный характер деятельности, завершенность деятельности и развития.

Страницы: 9 10 11 12 13 14 15

Изучение уровня развития волевых качеств у младших школьников
Учебная деятельность значима на всех возрастных этапах , но особенно в младшем школьном возрасте, так как в данном школьном возрасте начинает формироваться учебная деятельность, а от уровня сформированности зависит успех всего обучения не только в начальном звене, но и в старших классах. Для формир ...

Характеристика неуспеваемости в учебном процессе
В психолого-педагогической литературе понятие неуспеваемости трактуется по-разному. П. П. Блонский под неуспеваемостью понимает ситуацию, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы [5,13]. Дубровина И.В. трактует неуспеваемость как не ...

Проблема структуры школьного исторического образования
В нашей стране в системе школьного исторического образования неоднократно попеременно вводились линейная или концентрическая структуры. С момента введения в 1993 г. концентрической структуры эта проблема всё ещё остаётся актуальной и находится в фокусе общественного внимания. Об этом свидетельствуе ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru