Кадровое обеспечение системы социально-правовой защиты ребенка в школе

Развитие образования » Особенности социально-правовой защиты детства в образовательном учреждении » Кадровое обеспечение системы социально-правовой защиты ребенка в школе

Страница 1

«Омбудсмен» (от шведского ombudsman, омбудсман, «представитель») — должностное лицо, на которое возлагаются функции контроля за соблюдением законных прав и интересов граждан в деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц.

В соответствии с федеральным конституционным законом от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Уполномоченный действует в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами. При осуществлении своих полномочий он независим и неподотчётен каким-либо государственным органам и должностным лицам.

1 сентября 2009 года в России была официально учреждена должность уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка (Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986).

Уполномоченный по правам ребёнка имеет право:

· запрашивать и получать в установленном порядке необходимые сведения, документы и материалы от органов государственной власти федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;

· беспрепятственно посещать органы власти и местного самоуправления, организации;

· проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, а также должностных лиц, получать от них соответствующие разъяснения;

· направлять во властные органы и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления указанных прав и интересов.

В 1998 году в Москве появились первые Уполномоченные по правам участников образовательного процесса, которые были призваны стать дополнительным «рычагом», помогающим защищать права и интересы всех участников образовательного процесса, с приоритетным направлением по защите прав и интересов ребенка. В настоящее время уполномоченные по правам участников образовательного процесса имеются в образовательных учреждениях многих регионов России.

Правовые основы деятельности школьного омбудсмена. Школьный омбудсмен (уполномоченный) – неофициальное лицо, выбранное педагогами, родителями и учениками [55, c. 13]. Он разбирает конфликтные ситуации, следит за соблюдением прав и законных интересов всех участников образовательного процесса, занимается правовым воспитанием, образованием и профилактикой правонарушений, участвует в формировании правового пространства в школе, является гарантом реализации на практике существующих нормативных и гигиенических требований к организации учебного процесса и условиям труда.

При этом важнейшим, приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав детей.

Омбудсмен не подотчетен администрации школы и должностным лицам и дает рекомендации руководству школы по принятию тех или иных (административных, дисциплинарных) мер. По сути, он является одной из форм самоуправления в школе [56, c. 14].

Это находит отражение в некоторых нормативных актах. Так, пунктом 4.2. Типового устава ГОУ НПО Московской области, утв. Приказом Министерства образования Московской области от 27.05.2009 №1236, определено, что формами самоуправления Учреждения являются общее собрание работников Учреждения, совет Учреждения, педагогический совет, методический совет, Управляющий совет, предметные (цикловые) комиссии, уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса, а также иные формы самоуправления.

Зачастую участники образовательного процесса – и в первую очередь учащиеся – не знают своих прав. Они не знают, что обладают определенными правами, основные из которых даны людям от рождения (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на достоинство, неприкосновенность частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища), о том, что их права и свободы гарантированы законом [58, c. 19].

Поэтому одним из наиболее важных направлений деятельности школьных уполномоченных по правам участников образовательного процесса должно стать правовое обучение и правовое воспитание детей – передача, накопление и усвоение знаний о праве, формирование соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умение использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Страницы: 1 2

Использование элементов модульно-редуктивной технологии на уроках
Педагогическому поиску технологии, способствующей развитию творческого потенциала ученика с целью превращения его в самостоятельно мыслящего, деятельного субъекта учебно-воспитательного процесса автор посвятил три года. 2008/2009 учебный год автор посвятил выбору темы и изучению библиографических и ...

Особенности военно-патриотического воспитания с использованием средств физической культуры
Патриотизм - это сплав чувства любви к Родине. Эти особенности советского патриотизма налагают свой отпечаток на весь процесс патриотического воспитания детей. Формирование гражданина, патриота своей Родины начинается в детском возрасте с чувства любви к родным людям, родному краю, природе, традици ...

Разработка творческого проекта «Копилка»
Для индивидуальной работы учащихся необходимы более простые проекты, которые в свою очередь должны дать чёткую картину принципа компьютерного моделирования и изготовления изделий на станках с ЧПУ. Рассмотрим вариант проекта – «Копилка» в виде куба. Возьмем самую простую геометрическую фигуру – куб. ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru