Изучением личности занимались многие психологи как зарубежные, так и отечественные; результаты их трудов легли в сокровищницу педагогических методик и наработок, касающихся любых отраслей знания.
Стоит выделить несколько основополагающих понятий, которые необходимы в понимании индивидуального подхода к изучению личности.
Личность
- это сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенную общественную роль.
Индивидуальность
- это личность в ее своеобразии. Она проявляется в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере.
Индивид
- конкретный человек, со всеми присущими ему особенностями.
Проблема изучения личности была поставлена Л.С. Выготским в рамках культурно-исторической концепции, согласно которой развитие психики человека обусловлено социально-культурными условиями жизни Выготский положил ряд основных идей:
1. О целостном подходе к изучению личности.
Это значит, что в процессе развития психики человека развиваются не отдельные функции, психические процессы, а психологические системы этих функций и процессов. Выготский считал, что в каждом возрасте образуется система психологических функций, которая характерна для этого возраста и определяет развитие личности. Например: в раннем возрасте для развития психики характерна система познавательных и эмоциональных функций, в которой ведущее значение имеет восприятие. В дошкольном возрасте - другая система, где ведущее место память, в младшем школьном возрасте - мышление.
2. О развитии высших психических функций.
Он показал, что у человека возникает особый вид психических функций, которые он назвал высшими. -они полностью отсутствуют у животных, составляют высший уровень психики человека и формируются в ходе социальных взаимодействий. В отличие от натуральных или природных, которые присущи животным. ВПФ - высшие психические функции имеют свое строение, свойство, происхождение. Они произвольны, социальны, опосредованы. ВПФ: память и т.д. образуются при жизни в процессе воспитания и обучения. Механизмом развития ВПФ является процесс интериоризации, т.е. сначала возникают, как распорядительные между людьми в процессе общения, деятельности, затем она изменяет свое содержание и строение посредством знака (слова), вступает в определенное отношение с мышлением, становится им управляемым и "взращивается" становится достижением человека. Таким образом, ВПФ представляет ту психологическую основу, которая составляет сущность человека, является содержанием его жизни, регулятором поведения, той внутренней средой, через которую преломляются все внешние воздействия.
2 важных понятия "социальная система развития" (ССР) и "психического новообразования". ССР - это является характерным для каждого периода развития, своеобразное неповторимое отношение человека к действительности, которая определяет развитие психики, развитие личности на возрастном этапе и является источником психологических новообразований. Например: центром ССР в дошкольном возрасте является взрослый человек, именно он является носителем определенных норм, функций, правил. Овладение правилами и нормами через игру. В младшем школьном возрасте - взаимодействие с учителем, который является носителем умственной деятельности. "Возрастная ПС новообразований" является системой образования, психологические свойства, которые являются итогом развития человека на данном этапе и предпосылкой развития личности на следующем. Например: в дошкольном возрасте такие новообразования: произвольное поведение, стремление соответствовать социальным нормам.
Рефлексия рассматривается в 3 основных аспектах:
- при изучении теоретического мышления, при решении разного рода мыслительных задач. Рефлексия - как направление мышления на самого себя.
- при изучении процессов коммуникации и кооперации, связанные с необходимостью понимания оснований совместимых действий и их координации (при коллективном решении проблемы).
- при изучении самосознания, связанного с проблемой формирования, воспитания подрастающего поколения (устанавливают внутренние ориентиры, способов разграничения "я" и "не я", умение "вписываться", умение координировать свое автономное действие с действиями других людей).
Выготский наиболее адекватно реализовал положение о соотнесении диалектического и исторического материализма, т.е. преодолел разрыв между диалогическим и историческим ходом психологического развития. При этом он не ограничивался теоретическим анализом проблемы, а основывался на эксперименте добытых фактов.
Этапы становления навыка чтения у начинающего чтеца
В методической науке выделяют три этапа формирования навыка чтения: аналитический, синтетический и этап автоматизации. Аналитический этап характеризуется тем, что все три компонента процесса чтения в деятельности чтеца “разорваны” и требуют от ребенка отдельных усилий по произведению конкретных опе ...
Использование пространственного мышления в черчении и технологии
Проблемой формирования пространственного мышления, пространственного воображения у учащихся, результатом вышеуказанных процессов являются пространственные представления, без которых освоить данный предмет просто невозможно. Развитие воображения – важнейшее условие овладения умением строить и читать ...
Значение коммуникативных навыков в формировании личности
коммуникативный навык английский урок Прежде всего, мы посчитали необходимым изучить теоретические основы проблемы развития коммуникативных навыков. Для этого мною были проанализированы работы различных авторов по данной проблеме в процессе изучения английского языка. Основной вопрос, волнующий пси ...