Характеристика жанров сочинений и изложений

Страница 3

Примерными текстами для изложений типа рассуждения могут служить «Подвиг – это вершина труда» И. Кожедуба, «Ради товарища» Л.И. Куприна, «Лимонка» по М. Шолохову и др.

Анализируя характер текстового материала для изложений, следует также учитывать, что наряду с готовыми текстами материалом для любого вида изложения могут служить кинофильмы, телепередачи, диафильмы, радиопередачи, различные по характеру тексты в записи их на магнитофонную ленту, грампластинку и др.

Полное или подробное – это такой вид изложения, который предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного или услышанного. Задача такого изложения – научить школьников понимать содержание текста, устанавливать связь между событиями или явлениями, описанными в нем, передавать содержание, не опуская деталей, находить нужные для этого слова и правильно строить предложения.

Изложение, близкое к тексту, также предполагает подробный, последовательный пересказ содержания прочитанного, но оно отличается от полного изложения тем, что на уроке наряду с содержанием глубоко анализируются и языковые средства. При этом наиболее образные выражения подчеркиваются, записываются, а затем включаются в изложение. На полезность таких извлечений указывал еще Ф. II. Буслаев. Он считал, что выделение в тексте, выписывание из него приучает детей к наблюдательности и обогащает знаниями, а это имеет огромное значение для развития их речевой культуры.

Сжатое изложение – это вид изложения, при котором требуется предельно краткая передача основного содержания прочитанного или услышанного. Умение кратко передать содержание прочитанного или услышанного жизненно важно, и навыки, приобретаемые на уроках сжатого изложения, применяются учащимися непосредственно в жизненной практике: в рассказах о прочитанной книге, при передаче содержания просмотренного кинофильма, услышанного по радио сообщения и т.д. Навык сжатого изложения необходим и для углубленной работы над учебной и, научной литературой: при конспектировании материала, составлении тезисов, аннотаций.

Выборочное изложение – такой вид изложения, при котором требуется логически последовательная, подробная передача содержания по одному из вопросов, освещенных в данном произведении.

При выборочном изложении происходит тематический отбор материала па основе анализа текста, вычленения из него тех частей, которые относятся к данной теме, обобщения отобранного. Устная и письменная передача содержания в определенной последовательности. Такая работа возможна при наличии у школьников навыков беглого, просмотрового чтении и некоторого умения отбирать материал.

Изложение с элементами сочинения предполагает наряду с передачей содержания данного текста включение в пересказ чисто творческих моментов, например: придумывание конца к данному отрывку; вставка описаний предметов, явлений, событий, упоминаемых в тексте, на основе собственных наблюдений и впечатлений от виденного, слышанного или прочитанного; придумывание начала рассказа н др. В процессе обучения изложению с элементами сочинения предусматривается также выполнение учащимися постепенно усложняющихся заданий. Так, например, постепенно усложняя рассуждение, можно начать с задания, требующего ответа на один из вопросов: поправился ли рассказ, содержание которого излагается? Что понравилось в данном рассказе? Кто из героев произведения понравился больше всего и чем именно?

Изложения с элементами сочинения, способствуя привитию учащимся навыков передачи содержания готового текста, вместе с тем активизируют и их собственные мысли, возникающие в связи с виденным, слышанным или прочитанным.

Страницы: 1 2 3 

Обучение монологической речи с использованием виртуальных туров на уроках английского языка
Коммуникативное обучение языку посредством Интернет подчеркивает важность развития способности учащихся и их желание точно и к месту использовать изучаемый иностранный язык для целей эффективного общения. Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, а изучени ...

Производство извести как пример первоначального изучения химического производства в VIII классе
На специальном уроке в VIII классе учитель даёт учащимся первоначальное представление о применении химии в производстве и знакомит их с элементами техники этого производства. Учитель начинает с характеристики продукта производства – с извести. Напоминает учащимся, что с известью они уже, знакомы, т ...

Технология самооценки - «языковой портфель»
Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована в школе? «Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ уче ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru