Такие темы сочинений, практикуемые в начальных классах, как «Кем я буду», «Почему мне правится профессия врача», «Почему нельзя разорять птичьих гнезд», «Берегите лес!», всегда содержат элементы рассуждения, независимо от того, проводится ли по ним беседа, устный рассказ п.ти письменное сочинение.
В зависимости от и с т о ч н и к о в м а т.е. р и а л а выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого, непосредственного опыта; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников (например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также собственные наблюдения.
Особо следует отметить сочинения на о с н о в е т в о р ч е с к о г о в о о б р а ж е н и я – по сюжетной картине; по данному началу или концу и т.д.
По с т.е. п е н и с а м о с т о я т.е. л ь н о с т и, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всех тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные (устные рассказы, как правило, ближе ко второму варианту).
По т и п а м т.е. к с т а, как уже говорилось, связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения смешанного текста: повествовательные с элементами описания и рассуждения.
По я з ы к у (с т и л ю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные, близкие к художественным (преимущественно рассказы о событиях и описания природы), и деловые, близкие к научным (записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи).
Сочинения могут классифицироваться и по т.е. м а т и ч е с к и м г р у п п а м. Мы предлагаем следующие тематические группы, в основном соответствующие современным программам:
природа нашей Родины – лес, поле, реки, походы и прогулки, погода, животные и растения и т.д.;
труд взрослых и детей в нашей стране, профессии города и деревни, труд детей в школе и в семье, труд на заводе и в сельском хозяйстве, труд родителей, герои труда и т.д.;
тема Родины, патриотизм;
школа, семья, товарищи, коллектив.
Классификация сочинений поможет учителю глубже и правильнее понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать адекватные методические средства. Так, сочинение (или устный рассказ) о встрече перелетных птиц весной может быть проведено как до встречи (т.е. до Дня птиц), так и после него.
Термин «изложение» рассматривается и в более узком значении: это один из приемов развития связной письменной речи учащихся.
И з л о ж е н и я – это письменные пересказы образцовых текстов.
В пособии Е.А. Баринова и других изложения классифицируются по трем основаниям:
1) по цели проведения данного вида упражнения;
2) по характеру текстового материала;
3) по способу передачи содержания текста. [5: 178.]
По ц е л и п р о в е д е н и я изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, или проверки, не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводятся от трех до шести раз в четверть.
По х а р а к т.е. р у т.е. к с т о в о г о м а т.е. р и а л а могут быть выделены изложения:
а) повествовательного характера,
б) с элементами описания,
в) изложения-описания,
г) с элементами рассуждения,
д) типа рассуждения,
е) типа характеристики и др.
По с п о с о б у п е р е д а ч и с о д е р ж а н и я изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения.
Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения – служить средством развития связной речи.
Типичными текстами повествовательного характера являются, например, отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму» (о том, как Герасим нашел Муму, гибель Муму и др.), «Кукла» В.Г. Короленко, «Прыжок» Л. II. Толстого и др.
Примерным материалом для изложения-описания могут служить отрывки из повести Л.Н. Толстого «Детство» (классная комната), «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя (в доме старосветских помещиков), «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (описание жизни предрассветного леса) и др.
Организация работы по обучению созданию портретной зарисовки
1. Подготовленность речи. Другой важный параметр в жанровой характеристике портретной зарисовки – особенности высказывания, как известно, портретная зарисовка в письменной форме – полностью подготовленный текст. Адресант тщательно продумывает содержание. Устный же текст может быть частично подготов ...
Программа социально-правовой
защиты детства в школе
Одна из программ, посвященных социально-правовой защите ребенка в школе, проводится в городе Екатеринбург, она называется «Школа профилактики». Цель программы: повышение профессиональной компетентности специалистов в области организации профилактической деятельности в образовательном учреждении на ...
Методические рекомендации по формированию межкультурной коммуникации в
системе гражданского воспитания школьников
гражданский воспитание межкультурный коммуникация Гражданское воспитание подростков, основанное на формировании межкультурной коммуникации, представляет собой открытую систему воспитания, направленную на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности как системообразующей ее внутреннего мир ...