Характеристика жанров сочинений и изложений

Страница 2

Такие темы сочинений, практикуемые в начальных классах, как «Кем я буду», «Почему мне правится профессия врача», «Почему нельзя разорять птичьих гнезд», «Берегите лес!», всегда содержат элементы рассуждения, независимо от того, проводится ли по ним беседа, устный рассказ п.ти письменное сочинение.

В зависимости от и с т о ч н и к о в м а т.е. р и а л а выделяются, во-первых, сочинения о пережитом, виденном, слышанном самими учениками, т.е. сочинения на материале труда, экскурсий, походов, наблюдений и других форм живого, непосредственного опыта; во-вторых, сочинения на книжном материале, по картине, фильму, спектаклю; в-третьих, сочинения, где используется материал разных источников (например, в сочинении «Перелетные птицы нашего края» школьник использует наряду с книжными сведениями также собственные наблюдения.

Особо следует отметить сочинения на о с н о в е т в о р ч е с к о г о в о о б р а ж е н и я – по сюжетной картине; по данному началу или концу и т.д.

По с т.е. п е н и с а м о с т о я т.е. л ь н о с т и, по методам подготовки различаются сочинения коллективные, проводимые на общую для всех тему и требующие в большей или меньшей степени общеклассной подготовки, и сочинения индивидуальные (устные рассказы, как правило, ближе ко второму варианту).

По т и п а м т.е. к с т а, как уже говорилось, связные тексты делятся на повествования, описания и рассуждения, причем чаще всего встречаются сочинения смешанного текста: повествовательные с элементами описания и рассуждения.

По я з ы к у (с т и л ю) сочинения подразделяются на эмоционально-образные, близкие к художественным (преимущественно рассказы о событиях и описания природы), и деловые, близкие к научным (записи по наблюдениям, планы, отчеты, деловые описания, объяснения, математические задачи).

Сочинения могут классифицироваться и по т.е. м а т и ч е с к и м г р у п п а м. Мы предлагаем следующие тематические группы, в основном соответствующие современным программам:

природа нашей Родины – лес, поле, реки, походы и прогулки, погода, животные и растения и т.д.;

труд взрослых и детей в нашей стране, профессии города и деревни, труд детей в школе и в семье, труд на заводе и в сельском хозяйстве, труд родителей, герои труда и т.д.;

тема Родины, патриотизм;

школа, семья, товарищи, коллектив.

Классификация сочинений поможет учителю глубже и правильнее понять учебные задачи каждой очередной работы, выбрать адекватные методические средства. Так, сочинение (или устный рассказ) о встрече перелетных птиц весной может быть проведено как до встречи (т.е. до Дня птиц), так и после него.

Термин «изложение» рассматривается и в более узком значении: это один из приемов развития связной письменной речи учащихся.

И з л о ж е н и я – это письменные пересказы образцовых текстов.

В пособии Е.А. Баринова и других изложения классифицируются по трем основаниям:

1) по цели проведения данного вида упражнения;

2) по характеру текстового материала;

3) по способу передачи содержания текста. [5: 178.]

По ц е л и п р о в е д е н и я изложения могут быть контрольные и обучающие. Контрольные изложения проводятся во всех классах на уроках контроля, или проверки, не чаще одного раза в четверть; обучающие изложения проводятся от трех до шести раз в четверть.

По х а р а к т.е. р у т.е. к с т о в о г о м а т.е. р и а л а могут быть выделены изложения:

а) повествовательного характера,

б) с элементами описания,

в) изложения-описания,

г) с элементами рассуждения,

д) типа рассуждения,

е) типа характеристики и др.

По с п о с о б у п е р е д а ч и с о д е р ж а н и я изложения бывают полные, или подробные; близкие к тексту; сжатые; выборочные; с элементами сочинения.

Любое из этих видов изложений может быть осложнено грамматико-стилистической или грамматико-орфографической задачей, которая, однако, не должна мешать основной цели данного упражнения – служить средством развития связной речи.

Типичными текстами повествовательного характера являются, например, отрывки из рассказа И.С. Тургенева «Муму» (о том, как Герасим нашел Муму, гибель Муму и др.), «Кукла» В.Г. Короленко, «Прыжок» Л. II. Толстого и др.

Примерным материалом для изложения-описания могут служить отрывки из повести Л.Н. Толстого «Детство» (классная комната), «Старосветских помещиков» Н.В. Гоголя (в доме старосветских помещиков), «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого (описание жизни предрассветного леса) и др.

Страницы: 1 2 3

Возрастные особенности учащихся 8 классов
Учащиеся 8 класса относятся к подростковому возрасту[5]. Подростковый возраст это весьма сложный, таящий в себе опасность кризисных явлений, период в жизни ребенка. В этот период организм ребенка претерпевает кардинальные изменения, развертывается процесс полового созревания. У подростка возникает ...

Роль методиста в организации управленческой деятельности
Какими же качествами руководителя должен обладать методист, чтобы вызвать уважение коллег и способствовать успешному выполнению ими своих обязанностей? Васильева А.И. (8) считает, что методисту необходима не только хорошая теоретическая подготовка, но и умение применять знания на практике. Без этог ...

Особенности психологического развития детей младшего школьного возраста
Воспитательная система школы самбо имеет своей целью создание условий для поддержки и активизации личностного роста и самоопределения воспитанников, что подразумевает создание условий для решения каждым воспитанником основных задач своего возраста, необходимых для полноценного проживания, настоящег ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru