Характеристика жанров сочинений и изложений

Страница 1

Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.

Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, на описания, повествования и рассуждения.

Конечно, редко встречаются «чистые» жанры (тем более в начальных классах школы); в сущности, нет никакой необходимости требовать «чистого» жанра. Чаще всего тексты в начальной школе – это смешанные по жанрам работы, в которых может преобладать повествование или описание, а также могут встречаться элементы рассуждения.

Каждый из трех названных жанров имеет свои особенности и в характере используемого материала, и в построении (в расположении материала), в отборе средств языка. В ходе подготовки к сочинению или иному упражнению в связной речи учитель, а, следовательно, и учащиеся учитывают их жанровые особенности.

В повествовании говорится о каких-либо событиях, связанных временными (обычно – последовательностью событий) и причинными связями. В повествовательных текстах есть сюжет, и в этом смысле они близки к рассказу как литературно-художественному жанру.

Последовательность изложения событий в школьном повествовании обычно определяется естественным ходом изображаемых событий. В повествовательном тексте, как правило, действуют персонажи (действующие лица), может быть передан диалог между ними; здесь главное внимание уделено фактам, событиям, поэтому текст насыщен именами существительными и глаголами. В повествовательном тексте могут быть элементы описания, например зарисовки картин природы или внешности людей, и элементы рассуждения: причинные обоснования, выводы и т.п.

Повествование – самый подвижный, динамический, живой и потому наиболее доступный младшим школьникам жанр сочинений, изложений, рассказов. В качестве примеров повествования можно назвать рассказы Е. Пермяка «Первая рыбка» (Родная речь, I класс), С. Алексеева «Дом» (Родная речь, II класс) и многие другие.

В описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц (нередко действующим лицом описания является сам автор – лирический герой описательного произведения); в нем изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений, обычно признаки существенные. Поэтому в описании чаще, чем в повествовании, используются имена прилагательные.

Наряду с художественным, бывает описание «деловое», научное, требующее высокой точности; такое описание тоже проводится в школе. В начальных классах дети читают описательные тексты в «Родной речи» (например, «Песни гремят» Н. Сладкова), их пересказывают, пишут изложения, а также и описательные сочинения, например: «Белая акация цветет», «Наша классная комната», «В лесу осенью». Поскольку описание как жанр считается, труднее повествования, мы приводим здесь в качестве образца повествовательный текст – художественное описание И. Еокшова-Микитова «Колокольчики».

Я очень люблю эти простые цветы – колокольчики. Выйдешь из лесу, на нескошенный, заросший высокой травой луг и от радости, ахнешь: сколько красуется всевозможных цветов, похожих на. праздничный хоровод. По всему зеленому – лугу белеют ромашки, желтеют одуванчики, цветет мышиный горошек. А выше всех, всех веселее – лиловые колокольчики. От легкого дыханья теплого, летнего ветерка, колышутся, кланяются, неслышно звенят колокольчики, радостно приветствуя гостя.

Все лето цветут, неслышно звенят колокольчики, милые цветы наших лугов и лесов.

Описывать можно не только предметы, но и процессы, действия (например, «Как сделать свисток»), явления природы (например, грозу). Спецификой, описания является и то, что в нем обычно много эпитетов, сравнений, метафор; прямая речь в описании, как правило, отсутствует; сюжета нет, композицию определяют либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдаемых предметов (что вблизи, затем – что вдали).

Рассуждением называется такой связный текст, в котором для доказательства какого-либо утверждения (или для его опровержения) используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, к выводам. Рассуждение – наиболее трудная форма связного текста, поэтому сочинений-рассуждений программа начальных классов не предусматривает (в сочинениях используются лишь элементы рассуждения). Однако в книгах для чтения есть тексты-рассуждения, например, обращение летчиков-космонавтов А. Николаева и П. Поповича к школьникам «Чтобы стать настоящим богатырем» (II класс). Включаются тексты-рассуждения также в сборники текстов для изложений.

Страницы: 1 2 3

Диагностика организации методической работы в ДОУ
Управление современным образовательным учреждением сегодня невозможно без получения систематической, оперативной, достоверной информации как средства обратной связи. А средством получения такой информации, утверждает Кларин М. В.(25), может служить педагогическая диагностика как прием, при помощи к ...

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...

Современные проблемы технологического образования школьников
Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса. Одним из важнейших и необходимых условий решени ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru