Воспитательная роль сочинений и изложений

Страница 3

Тексты изложений, будучи различными по теме и содержанию, расширяют кругозор школьников и оказывают заметное нравственное влияние: учат мужеству, честности, любви к Родине, уважению к старшим и т.д. Но воспитательная ценность изложений не только в таком обычном воздействии текста, какое вообще свойственно печатному слову, – она также и в самом процессе работы, требующем от школьника немало упорства, настойчивости, аккуратности и потому способствующем правильному воспитанию и формированию характера.

Наконец, выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки. Справедливо замечание В.А. Добромыслова: «Процесс формирования орфографических и пунктуационных навыков завершается именно в самостоятельных письменных высказываниях учащихся». [19: 364] Чтобы эти разнообразные задачи успешно решить в едином логическом комплексе, от учителя требуется большая подготовка и известное методическое мастерство.

Проведение обучающих изложений таит в себе большие потенциальные возможности для творчества учителя. В зависимости от целей изложения, избранного текста и состава учащихся варианты этой работы могут быть исключительно разнообразными. Творческих поисков требует и традиционная методика обучающих изложений, некоторые приемы которой в условиях новой школы нуждаются в критической переоценке.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Проведение изложения – это чаще всего заключительный этап в целой серии предшествующих ему упражнений, потому что изложение, как и диктант, требует продуманной подготовительной работы. [39: 127], [40: 127]

Каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая и определяет методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остается работа над обучением школьников языку.

Языковую задачу ученики не смогут удовлетворительно выполнить, если им не показать, как создавался текст, какие закономерности и приемы были использованы при его написании.

Страницы: 1 2 3 

Нерешённые проблемы в области исторического образования
Представители государственных институтов, общество, педагогическая общественность выказывают озабоченность проблемами выбора приоритетных направлений развития системы исторического образования, повышения его качества и эффективности. Широко обсуждается эффективность избранной модели Единого государ ...

Современный этап развития комплексной поддержки лиц с особыми потребностями в западных странах
1. Основа социальной деятельности по комплексной поддержке лиц с особыми потребностями — современная законодательная база развитых западных стран. К ней относятся: ООН - перечисленные выше документы - Декларация прав ребенка, Декларация о правах лиц с отклонениями в интеллектуальном развитии, Декла ...

Теоретические основы модульно-редуктивной технологии
обучение модульный редуктивный преподавание Современная школа должна не только подготовить и выпустить в мир образованного человека, но человека творчески развитого, умеющего адаптироваться к условиям быстро меняющегося мира. Выпускника, который сможет легко организовать самостоятельную деятельност ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru