Воспитательная роль сочинений и изложений

Страница 3

Тексты изложений, будучи различными по теме и содержанию, расширяют кругозор школьников и оказывают заметное нравственное влияние: учат мужеству, честности, любви к Родине, уважению к старшим и т.д. Но воспитательная ценность изложений не только в таком обычном воздействии текста, какое вообще свойственно печатному слову, – она также и в самом процессе работы, требующем от школьника немало упорства, настойчивости, аккуратности и потому способствующем правильному воспитанию и формированию характера.

Наконец, выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки. Справедливо замечание В.А. Добромыслова: «Процесс формирования орфографических и пунктуационных навыков завершается именно в самостоятельных письменных высказываниях учащихся». [19: 364] Чтобы эти разнообразные задачи успешно решить в едином логическом комплексе, от учителя требуется большая подготовка и известное методическое мастерство.

Проведение обучающих изложений таит в себе большие потенциальные возможности для творчества учителя. В зависимости от целей изложения, избранного текста и состава учащихся варианты этой работы могут быть исключительно разнообразными. Творческих поисков требует и традиционная методика обучающих изложений, некоторые приемы которой в условиях новой школы нуждаются в критической переоценке.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Проведение изложения – это чаще всего заключительный этап в целой серии предшествующих ему упражнений, потому что изложение, как и диктант, требует продуманной подготовительной работы. [39: 127], [40: 127]

Каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая и определяет методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остается работа над обучением школьников языку.

Языковую задачу ученики не смогут удовлетворительно выполнить, если им не показать, как создавался текст, какие закономерности и приемы были использованы при его написании.

Страницы: 1 2 3 

Особенности творческих способностей и специфика их формирования у старших дошкольников с задержкой психического развития
Понятие "задержка психического развития" употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, он ...

Организация, проведение и основные результаты контрольного этапа эксперимента
Цель эксперимента: выявить уровень усвоения материала учащихся 2 «А» и 1 «А» классов по теме: «Сложение и вычитание чисел в пределах 100», подтвердить гипотезу об эффективности серии дидактических игр для создания сознательного и прочного усвоения знаний учащимися начальных классов на уроках матема ...

Проблема воображения в общей, возрастной, музыкальной психологии и общей педагогике
Воображение – это необходимый элемент творческой деятельности человека, выражающийся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающий сознание программы проведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределённостью. Обладая богатым воображением, человек может «жит ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru