Воспитательная роль сочинений и изложений

Страница 2

Лучшие работы учащихся выразительно прочитываются в классе и становятся предметом анализа. Это тоже воспитывает. Подчеркиваются яркие описания родной природы, слова о труде, о верности Родине. Например, сочинение на тему «Золотая осень в лесу» многие третьеклассники закончили словами «Это русские картины, это Родина моя». Чтением патриотических стихов М. Исаковского завершился разбор этих ярких, радостных сочинений.

В некоторых школах составляются сборники детских сочинений, объявляются конкурсы на лучшие рассказы. Сборникам даются поэтические названия: «Подснежника, «Звездочка», «Восход», «Ласточка», «Юный ленинец», «Вешние всходы». Обложка и страницы красочно оформляются аппликациями и рисунками школьников. В сборники включаются не только лучшие сочинения, но и удачные отрывки из средних и даже слабых работ. Ведь всегда можно найти что-то удачное, хорошее, необычное даже у школьника со слабым речевым развитием.

Сочинения о труде на материале производственных экскурсий открывают новые воспитательные возможности: в них учащиеся используют сведения о производстве, об успехах и трудностях, о лучших людях на заводе и в колхозе, о профессиях и специальностях, о технике.

Необходимо также отметить и опасности, которые таятся в сочинениях этой группы. Например, в одной школе было проведено сочинение на тему «Мой лучший друг». Тема была объявлена заранее, дети заинтересовались ею. Все предсказывало успех. Действительно, сочинения были хорошие, но… дружба в классе пошатнулась, было немало слез. Оказалось, что некоторые ребята назвали своим лучшим другом не того, кто этого ожидал…

В другой школе проведено домашнее сочинение на тему «Наша учительница» (III класс). Большинство сочинений было написано ярко, эмоционально и, по всей вероятности, искренне. Но учительница не могла не чувствовать себя неловко, когда эти сочинения проверялись и обсуждались. Прямые похвалы учительнице и объяснения в любви к ней, к тому же письменно зафиксированные, не могут быть полезны в нравственном воспитании учащихся.

Несомненно, сочинения о дружбе, о близких людях – самые ответственные работы, они требуют большой чуткости со стороны учителя и тщательной подготовительной работы.

Огромной воспитательной силой обладают сказки, сочиненные самими школьниками.

Образовательные и воспитательные задачи, которым отвечает и з л о ж е н и е, сложны и многообразны. «То, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно. Текст, который мы предлагаем ученику для пересказа, – это своеобразная «помощь взрослого» в сложном деле обучения построению высказывания». [35: 286]

Письменное изложение является одним из эффективных видов развития речи и повышения грамотности. При работе над изложением учащиеся учатся грамотно, связно излагать мысли на русском языке.

Проведение обучающих изложений благотворно влияет на развитие логического мышления учащихся. Сосредоточивая внимание на причинных, следственных, условных, временных, уступительных и других отношениях исходного текста – первоначально в процессе его анализа, а затем в непосредственной работе над изложением, – школьники постигают смысл тех внутренних связей и зависимостей, которые лежат в основе избранного образца.

Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому следует использовать высокоидейные тексты, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы, достижения советской науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение. [19: 364]

Обучающие изложения позволяют активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников. Расширяя и уточняя свои познания в области грамматики, лексики и стилистики, учащиеся на практике убеждаются в необходимости продуманно соотносить выбор речевых средств с идейно-художественными задачами высказывания.

Страницы: 1 2 3

Развитие содержания понятия «гражданское воспитание» в педагогике 21 в
В начале 20 в в западной педагогике проблема гражданского воспитания окончательно выделилась в самостоятельную воспитательную проблему, закрепился сам термин «гражданское воспитание». В Рейном, Ф Паульсеном, Г. Кершенштейнером разрабатывались концепции гражданского воспитания, в основе которых лежа ...

Сущность воспитания
Сущность воспитания заключается в таком взаимодействии, что воспитатель намеренно стремится повлиять на воспитуемого: «чем человек как человек может и должен быть» (К. Д. Ушинский). То есть воспитание является одним из видов деятельности по преобразованию человека или группы людей. Это практико-пре ...

Обоснование проблемного подхода, реально значимого для учащихся
Каким образом обосновать применение реального проблемного подхода в обучении географии? Здесь можно выдвинуть, по крайней мере, три причины. Во-первых, становится все более очевидным, что умение решать проблемы играет важнейшую роль в жизни граждан любой национальности, будь то высокоразвитые или р ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru