Для усвоения детьми понятия «воля» была проведена беседа, эпиграфом которой мы взяли изречение С. Смайлса: «Каждый из нас сам вычеканивает цену своей личности: человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли.»
«Нам часто приходится слышать: безвольный или волевой человек, воспитать свою волю и т. д. Слово «воля» уходит своими корнями в глубокую древность. В любой конкретной ситуации мы стремимся поступить так или иначе в зависимости от нашего отношения к тем обстоятельствам, в которых мы оказываемся. Иногда мы поступаем в соответствии с нашими убеждениями (защищаем слабого, выручаем из беды товарища и т. д.). Но бывают случаи, когда мы пасуем перед трудностями, стараемся выйти из ситуации, хотя согласно нашим убеждениям, мы должны были бы вмешаться (например, защитить честь друга).
Поведение наше зависит от многих факторов, но прежде всего от нашей воли.
Когда гармонично сочетаются воля и убеждения, человек способен на совершение благородных и героических поступков.
Как видим, волевое поведение проявляется не во всякой, а только в сознательно направленной активности, когда человек сознательно ставит цель и борется за её достижение, преодолевая трудности и прилагая при этом волевые усилия.
К сожалению, временные рамки государственной практики не позволяют глубже изучить данную проблему, но в ходе реализации формирующего эксперимента мы отметили интерес детей к проблеме развития воли, их увлечённость ею и желание многих учащихся стать лучше.
В конце практики для организации контрольного эксперимента были проведены тесты, которые позволили сравнить результаты в самом начале практики и в конце, чтобы увидеть, каких результатов мы достигли в ходе формирующего эксперимента.
Для этого мы использовали следующие методы диагностики:
Метод ранжирования для выяснения наиболее значимых качеств личности для младших школьников. Нам важно было увидеть, изменилось ли отношение детей к значимости волевых качеств. При проведении данного исследования учащимся также предложили список значимых для личности качеств, которые необходимо было расставить в порядке от наиболее значимых к менее. Качества отражали разные стороны личности, но в список были включены волевые качества.
Для обработки результатов мы составили таблицу, из которой видно, что отношение детей к волевым качествам несколько изменилось. Некоторые ученики поставили на первое место «решительность» (Карина П., Алёша Ф.) и «самостоятельность» (Ваня В., Данил Т., Дима Б.). Дети стали приходить к осознанию важности волевых качеств личности.
Качества Имя ученика |
Вежливый |
Красивый |
Смелый |
Весёлый |
Аккуратный |
Самостоятельный |
Сильный |
Умный |
Скромный |
Решительный | |
1 |
Катя А. |
7 |
10 |
1 |
2 |
4 |
3 |
5 |
6 |
8 |
9 |
2 |
Дима Б. |
7 |
9 |
8 |
6 |
5 |
1 |
3 |
4 |
10 |
2 |
3 |
Денис В. |
3 |
2 |
4 |
1 |
5 |
7 |
9 |
6 |
10 |
8 |
4 |
Ваня В. |
5 |
6 |
2 |
7 |
10 |
1 |
4 |
8 |
9 |
3 |
5 |
Паша Г. |
1 |
5 |
8 |
6 |
10 |
2 |
9 |
7 |
4 |
3 |
6 |
Аня Е. |
3 |
7 |
1 |
10 |
2 |
4 |
8 |
9 |
6 |
5 |
7 |
Данил К. | ||||||||||
8 |
Лиза К. |
10 |
4 |
5 |
2 |
1 |
9 |
7 |
6 |
8 |
3 |
9 |
Никита К. |
8 |
10 |
5 |
4 |
9 |
3 |
6 |
7 |
1 |
2 |
10 |
Катарина Л. |
6 |
1 |
8 |
10 |
2 |
3 |
5 |
4 |
9 |
7 |
11 |
Илья М. |
8 |
4 |
5 |
2 |
7 |
10 |
6 |
1 |
9 |
3 |
12 |
Ира Н. |
5 |
1 |
6 |
10 |
9 |
3 |
4 |
8 |
2 |
7 |
13 |
Дима О. |
2 |
4 |
3 |
10 |
1 |
5 |
9 |
7 |
8 |
6 |
14 |
Вадим О. |
7 |
8 |
1 |
2 |
10 |
6 |
3 |
9 |
4 |
5 |
15 |
Илья П. |
6 |
8 |
10 |
7 |
4 |
9 |
1 |
5 |
3 |
2 |
16 |
Карина П. |
5 |
9 |
4 |
10 |
7 |
2 |
8 |
3 |
6 |
1 |
17 |
Андрей П. |
7 |
4 |
5 |
10 |
1 |
6 |
2 |
9 |
3 |
8 |
18 |
Тарас Р. |
10 |
5 |
7 |
3 |
4 |
2 |
6 |
8 |
1 |
9 |
19 |
Стёпа С. |
7 |
1 |
9 |
8 |
2 |
4 |
5 |
3 |
10 |
6 |
20 |
Серёжа Т. |
4 |
6 |
7 |
1 |
8 |
10 |
3 |
5 |
9 |
2 |
21 |
Данил Т. |
4 |
5 |
10 |
7 |
9 |
1 |
6 |
2 |
8 |
3 |
22 |
Алёша Ф. |
4 |
2 |
7 |
5 |
10 |
3 |
8 |
9 |
6 |
1 |
23 |
Света Ч. |
7 |
1 |
6 |
10 |
9 |
2 |
3 |
5 |
8 |
4 |
24 |
Алиса Я. |
6 |
5 |
7 |
10 |
8 |
3 |
9 |
1 |
2 |
4 |
Задачи детского сада по формированию словаря детей
Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главнейших задач детского сада – формирование правильной устной речи детей. Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возмо ...
Комплекс упражнений для совершенствования навыков
чтения
Я считаю, что ребенку, испытывающему трудности в чтении, лучше предложить на время отвлечься от этого "нудного" занятия и вместо этого заняться забавными упражнениями со словесным материалом; выполнение этих упражнений приведет к формированию у него целого ряда важных операций, лежащих в ...
Экологическое воздействие выбросов химических
производств
Загрязнение окружающей среды отходами химической промышленности достигает в настоящее время больших размеров. Достижения человеческого разума, обусловившие возникновение научно-технической революции, стали одновременно причиной коренного изменения экологии человека. Естественная среда его обитания, ...