Методы формирования познавательного интереса на уроках музыки и на внеурочных занятиях

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Методы формирования познавательного интереса на уроках музыки и на внеурочных занятиях

Страница 1

Познавательный интерес является особой и важной областью общего феномена «интерес». В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника. Познавательный интерес направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. Он может приобретать характер склонности, если усиленно им заниматься, выделять из других. Ценность познавательного интереса для развития личности состоит в том, что познавательная деятельность в данной предметной области под влиянием интереса к ней активизирует психические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение, содействующее эмоциональному подъему. Познавательный интерес выступает как важнейший мотив личности, ее познавательной деятельности. Своеобразие этого интереса состоит, как говорилось выше, в сложном познавательном отношении к миру предметов, к знаниям о них, к научным областям их изучающим. Процесс учения в состоянии интереса носит не созерцательный, а активный целенаправленный характер, познавательный интерес составляет важнейший мотив учения. Под влиянием познавательного интереса в интеллектуальной деятельности проявляются активный поиск, догадка, исследовательский подход, готовность к решению задач. В него вплетены такие эмоциональные проявления как эмоции удивления, чувство ожидания нового, чувство интеллектуальной и творческой радости, чувство успеха. Гармоничное развитие человека не может совершаться вне формирования познавательного интереса. Особенность познавательного интереса как мотива учебной деятельности в том, что он раньше и более ясно, чем другие мотивы, осознается школьниками.

В отечественной педагогике разработаны три основных вида стимуляции познавательного интереса учащихся: «содержание учебного материала; организация учебной деятельности; общение в учебном процессе между учениками, между ними и учителем» [19, с. 128]. Следует отметить, что содержание учебного материала является и источником формирования познавательных интересов, наряду с процессом учения, который выступает как процесс организации познавательной деятельности учащихся [19, с. 122-124]. Учитывая приоритетные направления интересов подростков, мы сочли возможным рассмотрение современных направлений музыки на уроках в 8 классе, с учетом требований тематического плана программы по «Музыке». В связи с чем, первым источником формирования познавательного интереса стало содержание учебного материала. Организация познавательной деятельности строилась на мощном стимуле интереса к данным направлениям у подростков и возможности формирования познавательных процессов в рамках урока и внеклассных мероприятий. Также в зоне нашего внимания находился один из ведущих типов деятельности подросткового возраста – это общение, правильная организация которого вокруг учебной деятельности становится ещё одним важным стимулом формирования познавательного интереса. Поэтому, на предварительном этапе, нами были изучены и подготовлены метода работы в группах: метод «пилы», «мозговой штурм» и др. Так, например, широко применим «Метод взаимообучения», который реализует себя как в общепедагогическом виде, так и узко музыкально-педагогическом: в развитии у подростков навыков свободной слуховой ориентации, воспринимать музыку в одновременном охвате различных её компонентов и пр. Отличие учебной деятельности в сфере «Метода взаимообучения» от традиционной работы по усвоению знаний состоит в том, что она включает обсуждение учащимися своей деятельности не как чего-то одноразового, специального, а потому и отстранённого от самого процесса познания, а как выведения знания в виде постоянной оценки своих действий.

Не обошли мы вниманием в ходе преддипломной практики и творческие методы Б.В. Асафьева, известные уже достаточно продолжительное время, такие как «Метод творческого поиска» и «Метод наведения» [1, с. 92].

Суть «Метода творческого поиска» заключается в создании на уроке нестандартных ситуаций, требующих нового алгоритма действия, поиска нестандартных средств. Вот этот поиск и становится положительным в данном методе. Расширение объёма знаний и непосредственной практической деятельности заставляет прибегнуть и к такой форме обучения, как самостоятельное погружение в проблематику дисциплины, в процессе чего учащиеся овладевают методами познания, учатся проводить самостоятельные исследования.

«Метод наведения», описанный Б.В. Асафьевым, широко используется в музыкальной педагогике. Путём подходящего подбора демонстрируемых музыкальных сочинений, в нашем случае из современной культуры, можно незаметно для подростков ввести их в среду действия факторов, на которые желательно обратить внимание, и зафиксировать результаты наведения соответствующим обобщением. Т.о. следует проработать важнейшие виды соотношений различных средств выразительности: ритмических, ладовых, тональных, динамических и т.д. - направляя восприятие, помогая наблюдать замеченное или охваченное слухом свойство.

Страницы: 1 2

Сообщение учителем новых знаний
Творчество — деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, обладающие общественной значимостью. Творчество, являясь результатом труда и усилий отдельного человека, вместе с тем всегда носит общественный характер. Творческое решение задач возможно только тогда, когда в ход ...

Народный фольклор как средство развития речи детей
Известно, что количество детей с отклонениями в развитии непрерывно увеличивается. Это обуславливает необходимость дальнейшего поиска новых эффективных подходов к диагностике и коррекции их развития (А.Г. Арушанов, А. Н. Корнев , А.Н. Гвоздев, Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова и др.) Считается, что п ...

Из опыта работы лучших педагогов и методистов
Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа. Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru