Возрастные особенности старшего дошкольного возраста

Страница 2

Он живет в воображаемой игровой ситуации. Сказочные или театральные персонажи являются для него вполне настоящими. Придуманные и реальные истории для него трудно различимы. Эта эмоциональная насыщенность воображаемых образов и вера в воображаемую ситуацию является одной из самых важных специфических особенностей дошкольного возраста.

Важнейшим новообразованием этого периода является произвольное поведение, которое можно определить как поведение, опосредованное нормами и правилами.

В дошкольном детстве создается предварительный образ своего поведения. Образ поведения, который может быть задан в форме обобщенного правила, или игровой роли, или действий конкретного человека, выступает как регулятор. Ребенок начинает овладевать и управлять своим поведением, сравнивая его с этим образцом. Это сравнение с образцом и есть осознание своего поведения. Старший дошкольник начинает понимать, что он умеет, а что нет, он осознает не только свои действия, но и внутренние переживания – желания, предпочтения, настроения и т.д.

И воображение, и произвольное поведение складываются, проявляются и развиваются в различных видах деятельности дошкольника: игровой, продуктивной и учебной.

Помимо игровой и продуктивной деятельности в дошкольном детстве начинает складываться учебная деятельность. И хотя в своем развитом виде эта деятельность складывается лишь за пределами дошкольного возраста, отдельные ее элементы возникают уже здесь.

Основная особенность учебной деятельности и ее отличие от продуктивной заключается в том, что она направлена не на получение внешнего результата, а на целенаправленное изменение самого себя – на приобретение новых знаний и способов действия.

Развитие центральной нервной системы характеризуется ускоренным формированием ряда морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребёнка составляет уже 90% размера поверхности коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга.

Завершается, например, дифференциация нервных элементов тех слоёв (так называемых ассоциативных зон), в которых осуществляются процессы, определяющие успех сложных умственных действий: обобщения, осознания последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирования сложных межанализаторных связей и др.

Так, дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей. Например, ранее они усвоили, что под понятием «одежда» подразумеваются различные предметы: пальто, платье, рубашка, брюки и др.

Теперь они способны осознать, что игрушки, мебель, посуду объединяет то, что эти вещи сделаны руками человека. У детей расширяются представления об основных видах взаимосвязей между живой и неживой природой. Всё это создаёт возможность сообщения дошкольникам систематизированных знаний.

На шестом году жизни ребёнка совершенствуются основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. В данный период несколько легче формируются все виды условного торможения (дифференцированное, запаздывающее, условный тормоз и др.) Совершенствование дифференцированного торможения благоприятно сказывается на соблюдении ребёнком правил поведения. Дети чаше поступают, «как надо», и воздерживаются от недозволенного.

Старший дошкольник способен дифференцировать свои мышечные усилия. Поэтому на занятиях физической культурой он может выполнять упражнения с различной амплитудой.

Свойства нервных процессов (возбуждения и торможения) – сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения. Но всё-таки свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно.

Ребёнок порою медленно реагирует на экстренную просьбу, в необходимых случаях не может быстро по сигналу оттолкнуться, отскочить, отпрыгнуть и др.

У детей пяти-шести лет динамические стереотипы [11 с-9], составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что тоже свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов. Ребёнок, например, отрицательно реагирует на смену привычного уклада жизни.

Развитие личности в старшем дошкольном возрасте характеризуется освоением новых знаний, появлением новых качеств, потребностей. Иначе говоря, формируются все стороны личности ребёнка: интеллектуальная, нравственная, эмоциональная и волевая действенно-практическая. Расширяются знания детей о сферах общественно полезной деятельности взрослых, не связанных непосредственно с обслуживанием ребёнка.

Представления о вещах, их свойствах легко соединяются в сознании ребёнка с новыми знаниями о труде взрослых по изготовлению предметов.

Советские психологи Л.С. Выготский и А.В. Запорожец [19 с-11] неоднократно подчёркивали, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок переходит от ситуативного поведения к деятельности, подчинённой социальным нормам и требованиям, и очень эмоционально относится к последним.

Страницы: 1 2 3

О подготовке учителей к обучению школьников стохастике
Анализ учебно-методической литературы по теме исследования показывает, что введение вероятностно-статистического материала в базовый школьный курс математики породило немало проблем. К его появлению в школьном курсе оказались не готовы буквально все – от учителей до авторов школьных учебников. Обла ...

Технология самооценки - «языковой портфель»
Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована в школе? «Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ уче ...

Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности детей дошкольного возраста
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в кото ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru