Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских.
Соответственно мы ставили следующие задачи:
1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты уроков практических занятий по «Слесарному делу» с учетом уровня сформированности самоконтроля.
2. Провести уроки по специально разработанной методике в экспериментальной группе.
3. По ходу проведения формирующего эксперимента осуществлять текущий контроль с целью коррекции процесса обучения самоконтролю.
Анализ программы позволил выявить знания и умения учащихся. Учащиеся 1 курса по предмету «Слесарное дело» должны уметь:
Составлять технологический процесс обработки заготовок; оформлять чертежи; операционные; технологические карты. Изготовлять изделия, включающие все, ранее пройденные операции, проверять качество выполняемых работ, устранять брак; подготовить рабочее место, инструмент;
изготовить деталь согласно выданному заданию с соблюдением технологических условий; определять качество работы и принимать меры по предупреждению брака.
Знать:
Последовательность выполнения комплексной работы по технологической документации; выбирать необходимый инструмент; организацию рабочего места; правила охраны труда, технику безопасности и противопожарной защиты.
Для этого нами были разработаны и проведены уроки производственного обучения в экспериментальной подгруппе с учетом выявленных педагогических условий.
В контрольной группе уроки проводились по традиционной методике.
Было проведено 4 урока слесарному делу. На каждом уроке мы проводили наблюдение за учащимися, выявляли и анализировали допущенные ошибки.
Для выявления уровня сформированности умений самоконтроля у учащихся мы использовали следующие критерии: средние показатели количества допущенных, обнаруженных и пропущенных учащимися ошибок в своей работе и работе товарищей, а для оценки группы – частота этого показателя. Частота определялась как отношение числа учащихся, допустивших данное количество ошибок, к числу всех учащихся [18, с. 44].
Методику проведения уроков в экспериментальной подгруппу представим в таблицах.
При разработке и проведении уроков в экспериментальной подгруппе мы на основе содержания работ выявляли умения самоконтроля, которые должны быть сформированы у учащихся, подробно объясняли и показывали их при проведении вводного инструктажа.
Урок № 1
Тема: Изготовление воротка.
Цели урока:
Обучающая: закрепление ранее приобретенных умений по выполнению операций «Разметка» и «Резка металла ножовкой».
Развивающая: формирование и развитие умений самоконтроля.
Воспитательная: развитие культуры труда.
Таблица 7
Этап урока |
Методы обучения самоконтролю |
Вид работы |
Вводный инструктаж Текущий инструктаж Заключительный инструктаж |
Опрос учащихся, включающий вопросы по самоконтролю, например «Как провести наружное измерение штангенциркулем?», проверить умения чтения показания штангенциркуля; подробное объяснение; показ приемов работы и приемов самоконтроля проверить размеры заготовки и соотнести с данными чертежа, произвести разметку используя измерительный инструмент, правильность выполнения резки металла ножовкой; объяснение порядка выполнения предстоящей работы с использованием технологической карты с элементами самоконтроля; эталонное изделие. Сличение выполняемой работы с чертежом, технологической картой; осуществление контроля за правильностью выполнения операции разметка чертилкой, операции резка металла ножовкой, измерения размеров штангенциркулем; правильной стойки, хватки инструмента при операции резка металла ножовкой. Разбор и объяснение мастером допущенных ошибок учащимися. |
Чтение чертежа, изучение технологической карты. Выбор заготовки, разметка, резка металла ножовкой. Сличение выполненной работы с чертежом, проверка размеров. |
Роль и значение первого педагогического опыта в
подготовке будущих педагогов профессионального обучения
Подготовка будущих педагогов профессионального обучения включает в себя различные этапы и формы учебной-воспитательной деятельности. Одним из таких этапов является возможность получить первый реальный опыт педагогической деятельности ещё в процессе подготовки специалистов. Формой данного этапа подг ...
Психолого-педагогические предпосылки подготовки учащихся
старшего школьного возраста к исследовательской деятельности
До недавнего времени главным результатом обучения и воспитания детей считались усвоенные ЗУН. Однако социально-экономические преобразования в обществе происходят очень быстро и непредсказуемо. Современным детям приходится жить в мире, существенно отличающемся от того, в котором живут их родители. П ...
Принципы проведения коррекционно-развивающей работы в детском саду
Под коррекционно-развивающей работой понимается система медицинских, педагогических, психологических мероприятий (воздействий), способствующих полноценному развитию детей, преодолению отклонений в их развитии и служащих целям абилитации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья ил ...