Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения

Развитие образования » Влияние самоконтроля учащихся на качество профессиональной подготовки » Формирование самоконтроля учащихся лесомеханического техникума на уроках производственного обучения

Страница 1

Целью второго этапа экспериментального исследования являлось формирование самоконтроля учащихся на уроках при изучении предмета «Слесарное дело» в учебных мастерских.

Соответственно мы ставили следующие задачи:

1. На основе анализа педагогической и методической литературы разработать конспекты уроков практических занятий по «Слесарному делу» с учетом уровня сформированности самоконтроля.

2. Провести уроки по специально разработанной методике в экспериментальной группе.

3. По ходу проведения формирующего эксперимента осуществлять текущий контроль с целью коррекции процесса обучения самоконтролю.

Анализ программы позволил выявить знания и умения учащихся. Учащиеся 1 курса по предмету «Слесарное дело» должны уметь:

Составлять технологический процесс обработки заготовок; оформлять чертежи; операционные; технологические карты. Изготовлять изделия, включающие все, ранее пройденные операции, проверять качество выполняемых работ, устранять брак; подготовить рабочее место, инструмент;

изготовить деталь согласно выданному заданию с соблюдением технологических условий; определять качество работы и принимать меры по предупреждению брака.

Знать:

Последовательность выполнения комплексной работы по технологической документации; выбирать необходимый инструмент; организацию рабочего места; правила охраны труда, технику безопасности и противопожарной защиты.

Для этого нами были разработаны и проведены уроки производственного обучения в экспериментальной подгруппе с учетом выявленных педагогических условий.

В контрольной группе уроки проводились по традиционной методике.

Было проведено 4 урока слесарному делу. На каждом уроке мы проводили наблюдение за учащимися, выявляли и анализировали допущенные ошибки.

Для выявления уровня сформированности умений самоконтроля у учащихся мы использовали следующие критерии: средние показатели количества допущенных, обнаруженных и пропущенных учащимися ошибок в своей работе и работе товарищей, а для оценки группы – частота этого показателя. Частота определялась как отношение числа учащихся, допустивших данное количество ошибок, к числу всех учащихся [18, с. 44].

Методику проведения уроков в экспериментальной подгруппу представим в таблицах.

При разработке и проведении уроков в экспериментальной подгруппе мы на основе содержания работ выявляли умения самоконтроля, которые должны быть сформированы у учащихся, подробно объясняли и показывали их при проведении вводного инструктажа.

Урок № 1

Тема: Изготовление воротка.

Цели урока:

Обучающая: закрепление ранее приобретенных умений по выполнению операций «Разметка» и «Резка металла ножовкой».

Развивающая: формирование и развитие умений самоконтроля.

Воспитательная: развитие культуры труда.

Таблица 7

Этап урока

Методы обучения самоконтролю

Вид работы

Вводный инструктаж

Текущий инструктаж

Заключительный инструктаж

Опрос учащихся, включающий вопросы по самоконтролю, например «Как провести наружное измерение штангенциркулем?», проверить умения чтения показания штангенциркуля; подробное объяснение; показ приемов работы и приемов самоконтроля проверить размеры заготовки и соотнести с данными чертежа, произвести разметку используя измерительный инструмент, правильность выполнения резки металла ножовкой; объяснение порядка выполнения предстоящей работы с использованием технологической карты с элементами самоконтроля; эталонное изделие.

Сличение выполняемой работы с чертежом, технологической картой; осуществление контроля за правильностью выполнения операции разметка чертилкой, операции резка металла ножовкой, измерения размеров штангенциркулем; правильной стойки, хватки инструмента при операции резка металла ножовкой.

Разбор и объяснение мастером допущенных ошибок учащимися.

Чтение чертежа, изучение технологической карты.

Выбор заготовки, разметка, резка металла ножовкой.

Сличение выполненной работы с чертежом, проверка размеров.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Виды межпредметных связей в содержании обучения математики
Совокупность функций межпредметных связей реализуется в процессе обучения тогда, когда учитель математики осуществляет все многообразие их видов. Различают связи внутрицикловые (связи математики с физикой, химией) и межцикловые (связи математики с историей, трудовым обучением). Виды межпредметных с ...

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Основные аспекты профессионального мастерства специалиста культуры
В последнее время в профессиональной образовательной среде усилилось внимание к оценкам уровня профессиональной квалификации обучающихся и выпускников профессиональных учебных заведений сферы культуры. Это связано с повышением требований к квалификации специалистов со стороны работодателей в связи ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru