Методы исследования межличностных отношений дошкольников

Страница 1

Цель: улучшить межличностные отношения детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основе театрализованной игры.

Задачи:

1. Подобрать комплекс методик для диагностики взаимных выборов старших дошкольников и выявлению восприятия сверстников в группе.

2. Провести констатирующий эксперимент по определению избирательных предпочтений детей среди сверстников и определению восприятия ребёнка в коллективе группы.

3. Разработать и провести коррекционную работу, направленную на улучшение межличностных отношений старших дошкольников.

4. Провести повторную диагностику и проанализировать эффективность коррекционно-развивающей программы.

Описание выборки: экспериментальная работа была проведена на базе МБДОУ комбинированного вида №40 «Солнышко» города Воткинска. Число детей, участвующих в исследовании составило 21 человек. В экспериментальную группу вошли дети подготовительной группы №5, мальчиков-12, девочек-9.

Возраст испытуемых: 6 лет (старший дошкольный возраст).

Исследование проводилось в 3 этапа:

1. Констатирующий (диагностический) этап, цель которого выявить избирательные предпочтения детей и проверить восприятие друг друга сверстниками в группе.

2. Формирующий этап – цель, которого развитие благоприятных межличностных отношений старших дошкольников с использованием развивающей программы. Программа формирующего эксперимента рассчитана на проведение регулярных занятий.

Длительность одного занятия – 20–30 минут.

3. Контрольный (диагностический) этап, цель которого выяснить влияние эксперимента на развитие межличностных отношений старших дошкольников.

На констатирующем и контрольном этапе использовались следующие психодиагностические методики на выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия ребёнка в коллективе сверстников.

1. Методика «Лесенка» на выявление особенностей восприятия сверстников и самосознания ребёнка.

2. Методика «Два домика» – цель, которой выявить взаимные (либо не взаимные) избирательные предпочтения детей.

3. Наблюдение.

Сумма отрицательных и положительных выборов, полученных каждым ребёнком позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус).

– популярные («звёзды») – дети, получившие наибольшее количество (более четырёх) положительных выборов.

– предпочитаемые – дети, получившие 1–2 положительных выбора.

– игнорируемые – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (они как бы остаются незамеченными своими сверстниками).

– отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные выборы.

Методика «Лесенка»

Цель: выявить особенности восприятия сверстников и самосознания ребёнка.

При анализе результатов важно на какую ступеньку ребёнок себя поставил сам и на какую ступеньку предположительно поставят его сверстники.

1–2 ступенька – низкий уровень (самооценка заниженная).

3,4,5 ступенька – адекватная самооценка

6–7 ступенька – завышенная самооценка.

Все полученные данные были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 for Windows. Использовались методы непараметрической статистики, так как они не зависят от характера распределения данных: тест для связных выборок Вилкоксона.

Метод наблюдения.

Данный метод является незаменимым при первичной ориентировке в реальности детских отношений. Он позволяет описать конкретную картину взаимодействия детей, дает много живых, интересных фактов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. При наблюдении необходимо обращать внимание на следующие показатели поведения детей:

Страницы: 1 2 3

Методика формирования обобщенных представлений у детей старшего дошкольного возраста о диких животных
Детей шестого года жизни продолжают знакомить с особенностями жизни диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, еж): где живут, чем питаются, как добывают пищу, как некоторые из них готовятся к зимней спячке (еж натаскивает осенние листья и зарывается в эту подстилку, лисица прячется зимой в пустующ ...

Значение слухового восприятия речи для глухих и слабослышащих детей
Остатки слуха играют существенную роль при обучении глухих детей звукопроизносительной речи. Прежде всего следует отметить, что при значительных остатках слуха (3 и 4 группа) глухие обладают возможностью различать на слух некоторые фонемы. Правда, число различаемых фонем невелико, так как глухие да ...

Половое воспитание – важный фактор полноценной семьи
половой воспитание психосексуальный семья Правильное половое воспитание необходимо и для гармоничных супружеских отношений — важного фактора полноценной семьи, высокой работоспособности и активности в труде, хорошего настроения, т. е. всего того, что необходимо для высокого уровня духовного здоровь ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru