1 инициативность – отражает желание ребенка привлечь к себе внимание сверстника, побудить к совместной деятельности, к выражению отношения к себе и своим действиям, разделить радость и огорчение,
2 чувствительность к воздействиям сверстника – отражает желание и готовность ребенка воспринять его действия и откликнуться на предложения. Чувствительность проявляется в ответных на обращения сверстника действиях ребенка, в чередовании инициативных и ответных действий, в согласованности собственных действий с действиями другого, в умении замечать пожелания и настроения сверстника и подстраиваться под него,
3 преобладающий эмоциональный фон – проявляется в эмоциональной окраске взаимодействия ребенка со сверстниками: позитивной, нейтрально-деловой и негативной.
Шкалы оценки параметров и показателей
Критерии оценки параметров |
Выраженность в баллах |
Инициативность | |
– отсутствует: ребенок не проявляет никакой активности, играет в одиночестве или пассивно следует за другими; |
0 |
– слабая: ребенок крайне редко проявляет активность и предпочитает следовать за другими детьми; |
1 |
– средняя: ребенок часто проявляет инициативу, однако он не бывает настойчивым; |
2 |
– ребенок активно привлекает окружающих детей к своим действиям и предлагает различные варианты взаимодействия |
3 |
Чувствительность к воздействиям сверстника | |
– отсутствует: ребенок вообще не отвечает на предложения сверстников; |
0 |
– слабая: ребенок лишь в редких случаях реагирует на инициативу сверстников, предпочитая индивидуальную игру; |
1 |
– средняя: ребенок не всегда отвечает на предложения сверстников; |
2 |
– высокая: ребенок с удовольствием откликается на инициативу сверстников, активно подхватывает их идеи и действия |
3 |
Преобладающий эмоциональный фон | |
– негативный; – нейтрально-деловой; – позитивный |
Регистрация поведения детей с помощью данного протокола позволит более точно определить характер отношения ребенка к сверстникам. Так, отсутствие или слабо выраженная инициативность (0–1 балл) может говорить о неразвитости потребности в общении со сверстниками или о неумении найти подход к ним. Средний и высокий уровни инициативности (2–3 балла) говорят о нормальном уровне развития потребности в общении.
Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших
дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...
Основные методы обучения праву
На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов о ...
Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...