Методы исследования межличностных отношений дошкольников

Страница 3

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0–1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика межличностных отношений старших дошкольников в экспериментальной группе по двум методикам «Два домика» и «Лесенка».

Основная цель этого этапа – выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия детей в коллективе. Для этого мы провели замеры по психодиагностическим методикам. Обработанные данные представлены в виде гистограмм (рис. 1).

Рисунок 1. Количество взаимных выборов среди дошкольников по методике «Два домика» до проведения программы

Как видно из гистограммы отвергнутых детей в группе нет, а вот принятых и предпочитаемых детей больше, чем звёзд. Так как принятых и предпочитаемых детей больше, то это означает, что всё-таки в группе есть те дети, с которыми мало общаются и играют редко. А вот из таблицы наблюдается, что взаимных выборов не так много как хотелось бы. Есть те дети, с которыми мало общаются и мало играют. Отвергнутых детей нет, но всё-таки взаимных выборов мало. А это значит, что дети общаются только с теми ребятами, которых выбрали. Из этого следует, что в группе коллектив не сформирован, нет сплочённости и доверия друг к другу.

Также рассмотрим результаты диагностики по методике «Лесенка», которые представлены в гистограмме (рис. 2).

Рисунок 2. Данные по методике «Лесенка» до проведения программы

На гистограмме показано, что у детей самооценка низкая, а это значит, что дети не уверенны в себе и не доверяют друг другу, хотя многие дети предполагают, что друзья поставят их на высокие ступеньки. Из этого следует, что у детей нет удовлетворённости в коллективе. В коллективе прослеживается напряжённая обстановка, дети закрыты для общения. У детей не сформированы навыки межличностного общения со сверстниками.

Также проводилось наблюдение для ориентации в реальных детских отношениях. Данные наблюдения показаны на рисунке №3.

На гистограмме показано, что детей с негативным отношением к сверстникам больше, чем с позитивным. Из этого следует, что дети в группе неспособны предотвращать конфликт, они постоянно спорят, ссорятся друг с другом, они не умеют находить подход друг к другу, у детей не развита потребность в общении друг с другом, что является преградой в развитии межличностных отношений.

Рис. 3. Данные наблюдения по взаимодействию детей в группе до проведения коррекционно-развивающей программы

дошкольный игра межличностный театрализованный

Страницы: 1 2 3 

Кризисность образования
Вступая в XXI век, необходимо четко и осознанно представлять, какими должны быть социальное образование и специалисты, выпускаемые высшей школой в ближайшее и отдаленное будущее. Какие бы оценочные суждения не давались уходящему XXI веку, все наиболее значимые его достижения так или иначе связаны с ...

Задачи и содержание работы по формированию устной речи слабослышащих учащихся на уроках развития устной речи
Важной частью занятий по развитию речи является формирование умений выражать в ней разнообразные смысловые отношения. Эта работа воспитывает у детей логико-грамматическую сторону речи, новые слова осознаются и усваиваются лишь в связи с другими словами. В языковой системе выделяются виды смысловых ...

Паническая установка
Не зная особенностей сексуального развития ребёнка и считая его в норме абсолютно сексуально нейтральным существом, некоторые родители панически воспринимают любые проявления этого развития, рассматривая их как патологию. Многие со страхом реагируют и на вопросы ребенка, касающиеся половых отношени ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru