Методы исследования межличностных отношений дошкольников

Страница 3

Отсутствие чувствительности к воздействиям сверстника, своеобразная «коммуникативная глухота» (0–1 балл) говорит о неспособности видеть и слышать другого, что является существенной преградой в развитии межличностных отношений.

На этапе констатирующего эксперимента была проведена первичная диагностика межличностных отношений старших дошкольников в экспериментальной группе по двум методикам «Два домика» и «Лесенка».

Основная цель этого этапа – выявление избирательных предпочтений старших дошкольников в группе и выявление восприятия детей в коллективе. Для этого мы провели замеры по психодиагностическим методикам. Обработанные данные представлены в виде гистограмм (рис. 1).

Рисунок 1. Количество взаимных выборов среди дошкольников по методике «Два домика» до проведения программы

Как видно из гистограммы отвергнутых детей в группе нет, а вот принятых и предпочитаемых детей больше, чем звёзд. Так как принятых и предпочитаемых детей больше, то это означает, что всё-таки в группе есть те дети, с которыми мало общаются и играют редко. А вот из таблицы наблюдается, что взаимных выборов не так много как хотелось бы. Есть те дети, с которыми мало общаются и мало играют. Отвергнутых детей нет, но всё-таки взаимных выборов мало. А это значит, что дети общаются только с теми ребятами, которых выбрали. Из этого следует, что в группе коллектив не сформирован, нет сплочённости и доверия друг к другу.

Также рассмотрим результаты диагностики по методике «Лесенка», которые представлены в гистограмме (рис. 2).

Рисунок 2. Данные по методике «Лесенка» до проведения программы

На гистограмме показано, что у детей самооценка низкая, а это значит, что дети не уверенны в себе и не доверяют друг другу, хотя многие дети предполагают, что друзья поставят их на высокие ступеньки. Из этого следует, что у детей нет удовлетворённости в коллективе. В коллективе прослеживается напряжённая обстановка, дети закрыты для общения. У детей не сформированы навыки межличностного общения со сверстниками.

Также проводилось наблюдение для ориентации в реальных детских отношениях. Данные наблюдения показаны на рисунке №3.

На гистограмме показано, что детей с негативным отношением к сверстникам больше, чем с позитивным. Из этого следует, что дети в группе неспособны предотвращать конфликт, они постоянно спорят, ссорятся друг с другом, они не умеют находить подход друг к другу, у детей не развита потребность в общении друг с другом, что является преградой в развитии межличностных отношений.

Рис. 3. Данные наблюдения по взаимодействию детей в группе до проведения коррекционно-развивающей программы

дошкольный игра межличностный театрализованный

Страницы: 1 2 3 

Идея личностно-деятельностного подхода
Рассмотрим основные характеристики личностно-деятельностного подхода. Первая характеристика заключается в приоритетности личностно-смысловой сферы школьника, учителя в образовательном процессе. Иначе, на первое место выдвигается личностно-смысловая сфера ребенка, механизмы образования личностного о ...

Научная организация труда учителя права
Педагогическая деятельность учителя права носит своеобразный характер и не может быть жестко обусловлена временными рамками учебных занятий. Однако желанием любого профессионала всегда было достичь максимального результата правовой обученности при минимальной затрате собственных сил, средств и врем ...

Организация исследовательской деятельности учащихся средних общеобразовательных учебных заведений как актуальная психолого-педагогическая проблема
Постиндустриальный этап развития общества характеризуется все более интенсивным процессом глобализации. Его главным положительным аспектом является то, что человечество получило огромные возможности для резкого скачка в развитии, для улучшения качества жизни людей. За преимущественное обладание эти ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru