Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации

Развитие образования » Методика изучения раздела "Художественно-прикладное творчество 10 класс" » Характеристика методов передачи и усвоения учебной информации

Страница 1

Словесные методы широко используются, поэтому надо отчетливо различать особенности каждого из них и методики их применения. Прежде всего, следует отметить богатство и выразительность, многообразие образов и понятий, которые можно передать живой речью. Учитель технологии, рассказывая подросткам о сравнительно сложных технических понятиях, может использовать удачно подобранные образы, аналогии.

Словесные методы предполагают несколько непременных условий, которые профессионал должен выполнять.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками. Ясно произносимые термины, сопровождающиеся паузами для осмысливания, словесные описания, данные в таком темпе, что они понимаются и запоминаются, — все это обычные методические условия устного изложения. Правильные интонации, выделение (при необходимости) омонимов и омофонов (слов, совпадающих с другим по звучанию), правильные ударения и отказ от бытовых названий в пользу принятых в технике — это обязательные требования применения словесных методов.

Необходимо избегать местных диалектов и макаронизма (так называют шуточное пересыпание речи иностранными словами). Хотя, шутка на уроке технологии как раз желанная гостья, но она должна быть тактичной и уместной, учитывать восприимчивый возраст аудитории. Будущему учителю надо избавляться от слов-паразитов, «эканья» и других, к сожалению, свойственных многим пороков речи.

Слова, которые употребляет преподаватель технологии, должны иметь для учеников вполне определенный, точный смысл. А использование русских названий — быть приоритетным. Конечно, термин «суппорт» пришел из английского языка, применяется во всем мире, и его нет смысла заменять.

Очень важно уяснить, что пользоваться словом надо расчетливо. Если школьники должны что-то внимательно рассматривать (плакат или кадр диафильма), то обязательное заполнение при этом паузы словами не оправдано. Можно привлечь внимание к какому-то элементу, но, пока он рассматривается, длинная речь не будет восприниматься школьниками. И если об этом элементе нужно рассказать подробно, то объяснение уместнее уже тогда, когда запечатлелся зрительный образ. Кстати, опытные актеры это очень хорошо знают: когда слова важнее, чем жестикуляция, они стараются, чтобы все внимание зрителя сосредоточилось на их речи. И наоборот. Так что, соединение слова с показом должно быть весьма продуманным.

Успех словесного изложения во многом зависит от эмоциональности. Безразличие рассказчика явственно ощущается аудиторией и передается ей. Наоборот, когда учащиеся видят и понимают, что неравнодушен сам учитель, как он искренне хочет, чтобы излагаемый материал был воспринят, какие интересные факты при этом он старается подобрать, как интеллектуально пытается обогатить своих учеников — все это работает на результат. Самое интерес, то, что нельзя «сыграть» в эмоциональность, нельзя искренность подменить активностью. Это разгадывается в любой по возрасту аудитории практически безошибочно и так же безотказно «компенсируется» равнодушием слушающих. Вот почему учителю технологии так важно знать, как отзывается его слово в душах и умах его учеников [9,с. 95 – 102].

Рассмотрим особенности каждого из словесных методов.

В ходе рассказа ученики знакомятся с определенными предметами, явлениями или процессами по их словесному описанию. Этот метод более пригоден для младшего школьного возраста. Эффективность применения рассказа зависит главным образом от того, насколько слова, используемые учителем, понятны для учащихся.

В трудовом обучении гораздо чаще используют разновидность рассказа — объяснение, когда рассуждения и доказательства сопровождаются учебной демонстрацией. Объяснять приходится конструкцию машин, инструментов, приспособлений или правила построения технологического процесса. Этот метод используется во время вводного и текущего инструктажей, при раскрытии вопросов подготовки работы, приемов ее выполнения и т. п.

Страницы: 1 2 3 4

Воспитание ребенка в неполной семье
Ребенок всегда глубоко страдает, если рушится семейный очаг. Разделение семьи или развод, даже когда все происходит в высшей степени вежливо и учтиво, неизменно вызывает у детей психический надлом и сильные переживания. Конечно, можно помочь ребенку справиться с трудностями роста и в разделенной се ...

Проблема оценки качества образования
Введение ЕГЭ является важным элементом формирующейся в нашей стране общероссийской системы оценки качества образования. Вместе с тем необходимо понимание того, что ЕГЭ не даёт исчерпывающей информации об уровне и качестве знаний выпускников школ. Поэтому должны получить развитие и другие формы оцен ...

Методика обучения информатике в основной школе с применением мультимедийной и интерактивной техники
Принцип активности ребенка в образовательном процессе был и остается одним из основных в педагогике. Он заключается в целенаправленном активном восприятии учащимися изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении. В опоре на эти положения педагоги нашей школы активно используют педагогич ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru