Приступая к изучению иностранного языка, нельзя пожаловаться на отсутствие интереса учащихся к предмету. Но со временем интерес значительно ослабевает. Возникает вопрос: почему? Одна из причин - это ложное представление о мнимой обязанности ученика учиться. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познавать что-либо, даже если это записано в уставе. Пока обязанность не будет осознана и принята учеником как МОЯ обязанность, он будет «подвергаться обучению», а не учиться. Поэтому проблема мотивации учения представляет собой проблему превращения объекта обучения в субъект учебной деятельности. Деятельности без мотивации не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой как средством формирования личности вовсе не безразлично, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Наиболее ценные мотивы важно довести до уровня полного осознания, чтобы придать им побуждающую силу. А значимость неценных мотивов важно снизить.
Какие же мотивы и антимотивы движут учеником, который овладевает иностранным языком? С этой целью был проведён опрос учащихся 2 класса. По результатам опроса и на основе изучения методической литературы составлена следующая таблица.
Виды мотивации изучения иностранного языка |
Общепринятые мотивы, составляющие тот или иной вид мотивации |
Мотивы (по результатам анкетирования) |
«Антимотивы» (по результатам анкетирования) |
1. Широкая социальная мотивация. |
1.Каждый культурный человек должен знать хотя бы один иностранный язык. 2. Иностранный знают в моей семье, и это побуждает меня изучать его. 3. Изучаю, так как этот предмет есть в школьной программе. 4. Учу из уважения к учителю. 5. Хочу знать иностранный язык не хуже своих товарищей. |
1 .Английский язык интереснее, чем другие языки. 2. Все группы поют на английском языке, хочу знать, о чём они поют. 3.Без знания иностранного языка невозможно прочитать ни одной иностранной вывески, аннотации. 4. Устраивает учительница и обстановка на уроке. |
1.Хотел бы изучать французский язык, так как он красивее, и мне нравится Франция. 2.Хотел бы изучать китайский язык, так как хочу там жить. |
2. Мотивация, связанная с перспективным развитием личности. |
6. Изучаю, так как иностранный язык может пригодиться в дальнейшей жизни. |
5.Чтобы получить хорошую работу в будущем. 6. Чтобы разбираться в компьютере. 7.Понадобится в институте. 8. Для будущей профессии. 9. Так как английский язык международный. |
3. Сомневаюсь, что иностранный язык будет мне нужен в жизни. |
3. Коммуникативная мотивация. |
7.Интересно общаться с ребятами на уроке, обмениваться впечатлениями и т.д. 8.На занятиях иностранного языка интересно. 9.Иностранный язык служит средством удовлетворения моих внеурочных интересов. |
10. Хочу пообщаться с иностранцами. 11. Для переписки. 12. На уроках иностранного языка интересно. |
4. Не хочу изучать, так как трудно даётся. |
4. Мотивация, порождаемая учебной деятельностью. |
10. Интересуюсь языком как таковым: нравится отгадывать значения новых слов, выводить правила, выполнять упражнения и т.д. |
13. Нравится работать с магнитофоном, компьютером. 14. Нравится петь песни на уроке. 15. Нравится работать над различными проектами. 16. Люблю писать. 17. Мне нравится всё. |
5. Не люблю, когда задают пересказ. 6.Не люблю переводы текстов. 7.Не люблю словарные диктанты. 8.Не люблю учить стихи, трудно. |
Особности учебных занятий по теории права и конституционному праву
Изучение теоретических аспектов права и вопросов конституционного права предусмотрено государственным стандартом знания для обучаемых системы общего образования. Знания данных областей права являются тем фундаментом, на базе которого выстраивается вся система других правовых знаний. Изучение теорет ...
Основные показатели продуктивного мышления
Решение задачи исследования творческого мышления предполагает выделение совокупности индивидуальных особенностей мышления, формирующихся качеств ума от которых зависит легкость овладения новыми знаниями, широта переноса, применения этих знаний на практике. Для их обоснованного выделения следует пре ...
Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов
Наличие достаточного числа тестовых заданий позволяет перейти к разработке теста как системы, обладающей целостностью, составом и структурой. На третьем этапе отбираются задания и создают тесты, повышаются качество и эффективность теста. Целостность теста образует взаимосвязь ответов испытуемых на ...