В ходе анализа теоретических исследований по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков у учащихся средней школы мы, прежде всего, определили важность коммуникативного общения в повседневной жизни. От умения человека общаться зависят успешность профессиональной деятельности, активность в общественной жизни, единство деятельности, обучение, познание и многое другое. Как сложится жизнь наших учеников, зависит также от того, насколько у них сформированы умения устной речи, от их способности преодолевать так называемые «барьеры» общения, затрудняющие решение коммуникативных задач.
На основе анализа теоретических исследований мы определили роль и место монологической речи в обучении иностранному языку. Данный вопрос рассматривали такие известные методисты, как Е.И. Пассов, А.А. Леонтьев и другие. Они определили важность устной речи тем, что выработка умений и навыков устной речи позволяет учащимся использовать свои знания на иностранном языке, в понимании иноязычной речи, гибко варьировать, переносить усвоенные единицы в другие ситуации и использовать их для выражения собственных мыслей. Благодатной почвой для всего этого является создание на уроке коммуникативной атмосферы.
Целью проведённой нами диагностики является выявление уровня сформированности навыков монологической речи у учащихся средней ступени обучения.
Диагностика сформированности навыков устной речи проводилась с помощью диагностических методов: анкетирования, наблюдения, беседы, анализа проведённой работы.
Остановимся подробнее на анкетировании, которое является одним из методов диагностики. Анкетирование – метод сбора исследуемых данных, основанных на опросе респондентов с помощью анкет.
Итак, анкетирование проводилось среди учителей английского языка МОУ СОШ №1 и гимназии Ленинградского района Краснодарского края, преподавателей ГОУ СПО «Ленинградский педагогический колледж» Краснодарского края и учителей английского языка МОУ СОШ №7 пос. Первомайского Кущевского района Краснодарского края (см. Приложение №1). Целью данного анкетирования было выяснение значимости исследуемой проблемы, методы и приёмы её осуществления в практике.
Таким образом, по результатам анкетирования мы выяснили, что
исследуемая нами проблема действительно интересна, актуальна, направлена на формирование умений и навыков устной речи, что существуют похожие проблемы и, что организовать ситуацию речевого общения нелегко. Обычно в школах учителя при формировании навыков монологической речи у учащихся используют такие методы, как: высказывание по картинке, по речевой модели, в связи с речевым текстом, пересказ, ответы на вопросы и так далее. Учителя используют технические средства при обучении разговорной речи: аудиозапись, презентацию, интерактивную доску. Но самое главное, что мы видим, то, что сегодня в школах учителя не используют или мало используют Интернет-ресурсы и другие технические ресурсы при обучении монологической речи.
Исходя из результатов анкетирования, мы решили провести диагностику среди учащихся, цель которой была – выявить уровень сформированности навыков устной речи. Для выявления умений и навыков разговорной речи, мы использовали различные задания, которые способствуют не только формированию этих умений и навыков, но и повышению коммуникативных умений. Диагностика проводилась нами в МОУ СОШ №1 Ленинградского района Краснодарского края в 8 «В» классе.
Модель формирования межкультурной коммуникации в системе гражданского
воспитания школьников
Преподавание иностранного языка в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обыча ...
Формы и методы контроля знаний
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической работы учителя. В соответствии с задачами, содержанием и принципами обучения методы контроля должны обеспечить: - достаточно полное, точное и оперативное получ ...
Приеми доврачебной помощи
В начале занятия учитель рассказывает о том, что у человека при травматических повреждениях, кровотечении, отравлении, утоплении, поражении электрическим током, молнией и в других несчастных случаях может внезапно остановиться дыхание и прекратиться работа сердца, в этом случае пострадавший нуждает ...