Летом 1945 г. огромными усилиями педагогов и общественности был организован учет детей школьного возраста, сбор частных пожертвований и отчислений от заработной платы в областной фонд начального всеобуча. В 1946 – 1947 уч. г. Совет Министров и Министерство просвещения РСФСР на обеспечение общедоступности школы для алтайских детей выделили 125 270 руб., более 20 тысяч метров тканей, 870 пар обуви, несколько сотен комплектов белья, что позволило открыть 28 интернатов с 1600 учащимися – алтайцами.
Мероприятия по введению начального всеобуча легли в основу деятельности Горно – Алтайского облисполкома по реализации правительственного постановления от 15 апреля 1949 г., согласно которому все школьники страны, окончившие четвертые классы, должны были продолжить обучение в пятых. Организация учета, подвоза и питания детей в школе, нормализация деятельности интернатов обусловили введение в 1952 г. в Горном Алтае семилетнего всеобуча. Этому также способствовало санкционированное Советом Министров РСФСР в январе 1952 г. дополнительное увеличение мест (на 900) в алтайских пришкольных интернатах с полным государственным обеспечением воспитанников.
Безусловно, в развитии послевоенной алтайской национальной школы были как позитивные так и негативные тенденции развития. К первым относятся восстановление школьных помещений, предотвращение отсева учащихся, усиление внимания к проблемам сиротства, укрепление материальной базы школ и интернатов, расширение типового строительства, активизация участия в возведении школьных объектов предприятий отраслевых ведомств, колхозов и совхозов области. Негативные тенденции проявились в укрупнении учебных заведений, сокращении сети малокомплектных начальных национальных школ, недостаточном обеспечении школ учебно – методическими пособиями на алтайском и русском языках, а также учебно-наглядным оборудованием. Сократительные тенденции были вызваны снижением деторождаемости военных лет, сложившимся преобладанием школ и учителей над реальным количеством учеников. Установлено, что процесс укрупнения алтайских национальных школ продолжался до 1955 г.
Таблица 1. Динамика развития национальной школьной сети в 1946 – 1955 гг.
Учебный год |
Алт. школ |
Алтайские школы |
Смешанные школы |
Учащ-ся алтайцев | ||||
начал |
7-лет |
средн |
начал |
7-лет |
средн | |||
1946 – 1947 |
88 |
80 |
8 |
— |
12 |
11 |
— |
2283 |
1951 – 1952 |
69 |
63 |
4 |
1 |
20 |
11 |
3 |
3808 |
1952 – 1953 |
66 |
59 |
6 |
1 |
14 |
16 |
3 |
3469 |
1953 – 1954 |
62 |
54 |
7 |
1 |
13 |
14 |
4 |
3129 |
1954 – 1955 |
61 |
50 |
10 |
1 |
12 |
12 |
3 |
4400 |
Использование дидактических игр на уроках математики в 5 классе
Изучив теоретический материал по использованию дидактических игр для развития внимания у учащихся, у автора возникло желание и интерес реализовать это на практике. Автором работы по теме «Десятичная запись дробных чисел. Сложение и вычитание десятичных дробей» было разработано 12 уроков с использов ...
Диагностика математических представлений у детей раннего возраста
Целью опытно-поисковой работы является определения уровня математических представлений у детей раннего возраста (2-3л.): представление о величине, форме, количестве, цвете, пространстве, а так же о состояние развивающей среды для самостоятельной деятельности детей. 1. Цвет Покажи предметы красного, ...
Конструирование из бумаги как вид продуктивной деятельности детей
дошкольного возраста
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в кото ...