Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Развитие образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Страница 2

Как данный признак проявляется в тексте портретной зарисовки? Основная коммуникативная задача при создании текста портретной зарисовки связана с оценкой и описанием основных характеристик описываемого человека, изображение его индивидуальных особенностей.

Как известно, со смысловой целостностью текста тесно связано понятие завершенности высказывания. Установлено, что текст является завершенным, если его можно озаглавить. Как правило, заголовок сочинения предлагается учителем. Какие заголовки свойственны портретной зарисовке? Существуют два вида заголовков:

• тематические (отражают тему высказывания в виде отдельного словосочетания, образованного с помощью определенных видов синтаксической связи).

• смысловые (выражают основную мысль высказывания и оформляются в виде предложения).

Например: «Мой учитель» – данный заголовок является тематическим, а название «Наш учитель – самый необыкновенный» - смысловым.

Анализ образцов портретных зарисовок с точки зрения целостности, показал, что весь текст портретной зарисовки подчинен одной теме, которая раскрывается в более мелких компонентах – микротемах. По объему микротемы неравны, можно выделить:

1. Описание внешности.

2. Описание манеры поведения

3. Выражение отношения, оценка.

Другая важная характеристика целостности текста – структурность. Лингвисты считают, что структурная целостность проявляется в структурном и композиционном построении. В большинстве текстов можно выделить три части: вступление, основную часть, заключение.

Изучение образцов показало, что в портретных зарисовках вступление и заключение могут быть развернутыми или небольшими по объёму (например, представленными только одной синтаксической конструкцией предложением). Основная часть является самой объемной. Как правило, в ней раскрывается тема портретной зарисовки, излагаются сведения, связанные с характеристикой речевой деятельности автора.

Таким образом, можно сделать вывод, что портретная зарисовка является текстом, обладающими соответствующими признаками, то есть является определенной коммуникативной единицей.

Удалось выяснить, что проблема личности в психологии является сложной. Под личностью понимается человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Личность учителя очень важна для младшего школьника. Его отношение к ребенку, его оценки, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки.

Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя.

Анализ практики позволил выявить специфику видения ролевой позиции педагога в младшем школьном возрасте. Основой видения младшими школьниками ролевой позиции учителя является тандем следующих групп качеств: профессиональных и коммуникативных. Начиная с 8-9 лет, этот тандем дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя, а также качеств, характеризующих особую заботу и внимание учителя к ученикам.

Страницы: 1 2 3

Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. Данные по методике «Лесенка» после программы. В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стал ...

Проектный метод как способ развития творческих способностей учащихся на уроках английского языка
Метод проектов возник еще в начале прошлого века, когда умы педагогов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка с целью научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике, т.е. ...

Психолого – педагогическое обоснование понятия «внимание»
Понятие внимания в разных источниках и разными учеными определяется по–разному. П.Я.Гальперин охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. «Л.Д.Столяренко определил «внимание как направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объект ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru