Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Развитие образования » Личность учителя глазами младшего школьника » Портретная характеристика учителя как жанр школьного сочинения

Страница 2

Как данный признак проявляется в тексте портретной зарисовки? Основная коммуникативная задача при создании текста портретной зарисовки связана с оценкой и описанием основных характеристик описываемого человека, изображение его индивидуальных особенностей.

Как известно, со смысловой целостностью текста тесно связано понятие завершенности высказывания. Установлено, что текст является завершенным, если его можно озаглавить. Как правило, заголовок сочинения предлагается учителем. Какие заголовки свойственны портретной зарисовке? Существуют два вида заголовков:

• тематические (отражают тему высказывания в виде отдельного словосочетания, образованного с помощью определенных видов синтаксической связи).

• смысловые (выражают основную мысль высказывания и оформляются в виде предложения).

Например: «Мой учитель» – данный заголовок является тематическим, а название «Наш учитель – самый необыкновенный» - смысловым.

Анализ образцов портретных зарисовок с точки зрения целостности, показал, что весь текст портретной зарисовки подчинен одной теме, которая раскрывается в более мелких компонентах – микротемах. По объему микротемы неравны, можно выделить:

1. Описание внешности.

2. Описание манеры поведения

3. Выражение отношения, оценка.

Другая важная характеристика целостности текста – структурность. Лингвисты считают, что структурная целостность проявляется в структурном и композиционном построении. В большинстве текстов можно выделить три части: вступление, основную часть, заключение.

Изучение образцов показало, что в портретных зарисовках вступление и заключение могут быть развернутыми или небольшими по объёму (например, представленными только одной синтаксической конструкцией предложением). Основная часть является самой объемной. Как правило, в ней раскрывается тема портретной зарисовки, излагаются сведения, связанные с характеристикой речевой деятельности автора.

Таким образом, можно сделать вывод, что портретная зарисовка является текстом, обладающими соответствующими признаками, то есть является определенной коммуникативной единицей.

Удалось выяснить, что проблема личности в психологии является сложной. Под личностью понимается человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и оценке, которую дает себе сам человек.

Комплекс педагогических способностей включает в себя гностические, проектировочные, конструктивные, коммуникативные и организаторские способности.

Личность учителя очень важна для младшего школьника. Его отношение к ребенку, его оценки, в значительной степени и определяют самочувствие ребенка, его настроение, особенности формирующейся самооценки.

Для изучения оценочного аспекта отношения младших школьников к учителю мы изучили практику использования школьного сочинения как средства оценки личности учителя.

Анализ практики позволил выявить специфику видения ролевой позиции педагога в младшем школьном возрасте. Основой видения младшими школьниками ролевой позиции учителя является тандем следующих групп качеств: профессиональных и коммуникативных. Начиная с 8-9 лет, этот тандем дополняется группой качеств, характеризующих внешние данные учителя, а также качеств, характеризующих особую заботу и внимание учителя к ученикам.

Страницы: 1 2 3

Использование речи как регулятора поведения
В норме уже полутора двухлетний ребенок подчиняет свои действия простейшим словесным инструкциям взрослых. По мере его развития эта деятельность усложняется. Кроме того, ребенок начинает делать первые обобщения, которые служат ему руководством к действию. В дальнейшем такие приказы дети с нормальны ...

Виды деятельности профессорско-преподавательского состава и его нагрузка
Профессорско-преподавательский состав принимает участие в следующих видах деятельности: Учебной (образовательной), включающей в себя различные виды выполняемой аудиторной и внеаудиторной работы со студентами в рамках учебного плана. Время, отведенное на этот вид деятельности, составляет учебную наг ...

Особенности освоения навыков письменной речи
Овладение грамотой - первый этап школьного обучения детей, в течение которого у них должны быть сформированы начальные навыки чтения и письма. Являясь отдельными видами речевой деятельности, чтение и письмо представляют собой сложные процессы, которые состоят из многочисленных операций. Так, читающ ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru