Из опыта работы лучших педагогов и методистов

Страница 1

Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа.

Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным. Нужно преодолеть психологический барьер, который возникает у дагестанских учащихся по отношению к самостоятельному письму. Этот барьер может быть преодолен только систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную.

Тексты типа Это стол. Он высокий. У стола четыре ножки являются по характеру о п и с а т.е. л ь н ы м и.

Для проведения с о ч и н е н и я – р а с с у ж д е н и я с успехом можно использовать пословицы и поговорки. Например, по теме «Школьная жизнь» можно использовать следующие пословицы:

Хорошая книга – искренний друг.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Кто много читает, тот много знает.

Больше узнаешь – сильнее станешь.

Учение и труд вместе живут.

Трудно в школе – легко в поле.

Опыт работы передовых учителей и методистов позволяют нам представить богатый практический материал, способствующий навыкам написания сочинений и изложений.

Обязательно нужно писать сочинения на темы, связанные с природой («Листопад», «В саду поселилась осень», «Закружилась листва золотая» и др.). «Сочинение о природе – важнейшая форма работы по развитию речи и мысли», – пишет З.Д. Лобановская. – Формированию образной письменной речи способствует и экскурсия на природу». [20: 32]

Своеобразная красота осенней природы особенно ярко раскрывается перед детьми в тихий осенний день. Чувства, охватившие ребят во время осенней прогулки в лес, выражаются в словах на уроке письма. Дети напишут небольшие творческие работы (пока ещё маленькие), в которых они проявят свою неподдельную любовь к природе.

Например:

Вот листики каштана. Они как ладошки. На них повисли подарки – каштаны. Подуло холодом. Листики упали в траву.

Придёт зима, и малыши будут любоваться удивительными снежными сугробами, причудливыми следами зверей и птиц на снегу. Они напишут о том, как играет солнце с морозом, как ветки деревьев купаются в снегу, как ёлочки-голоножки скромно прячутся от морозов под густые ели, как рябинка торжествует в косых лучах зимнего солнца.

Весной, планируя наблюдения за природой, рекомендуется подбирать задания, формировать вопросы, по которым дети будут делать сообщения, проводить сравнения. Так, наблюдая за цветением деревьев весной, дети укажут на то, что у берёзки шоколадные серёжки, у ивы выходят на свет зелёные хвостики, что сосна разжимает сжатые пальчики и появляются нежные комочки, что острыми шильцами вытягиваются розовые стебельки липы, а сморщенные ладошки каштана поднимают подсвечники.

Н.П. Рассказова предлагает для написания сочинений-миниатюр следующие темы:

2-й к л а с с. Осенний дождь. Листопад. Белый наряд зимы. Морозный день. Кучевые облака. Весеннее солнышко. Первые листочки. Первые насекомые. Весенний день.

3-й к л а с с. Наша местность. Погода сегодня. Первая зелень. Весеннее солнышко. [20: 32]

В ч е т в е р т о м к л а с с е рекомендуется знакомить детей с частями сочинения: вводная, основная, заключительная. Можно подбирать эпиграф к сочинению.

Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся Надежда Петровна отводит обучению п и с ь м у с о ч и н е н и й п о к а р т и н а м. Для этого оно использует репродукции картин: «Утро в лесу» И. Шишкина, «Первый снег» А. Пластова, «Большая вода» И. Левитана, «Конец зимы» К. Юона и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Теоретические основы исследования личности учителя как фактора педагогической деятельности
В данной главе представлены теоретические сведения о портретной зарисовке, посвященной личности учителя, которые были положены в основу экспериментальной части работы. Изучение научной литературы, анализ текстов-образцов (опубликованных и взятых из реальной речевой практики) проводилось в связи с н ...

Анализ программ и технологий
Основной целью воспитания ребенка является всестороннее и гармоничное развитие его личности. Физическое воспитание — неотъемлемая часть этого процесса. В обществе ведется активная пропаганда здорового образа жизни: отказ от вредных привычек, активный отдых и, конечно, занятия физкультурой, которой ...

Подходы к поликультурному образованию
Концепции Авторы Цель поликультурного образования Ведущие идеи Аккультурационный подход 1. Много-этническое образование Боос-Нюнниг, Зандфукс Создание, утверждение и развитие гармонии в отношениях между членами различных этнических групп; изучение традиций родной культуры, процесса переработки этих ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru