Из опыта работы лучших педагогов и методистов

Страница 1

Перед учителем часто стоит проблема: учиться не умеют и не хотят писать с о ч и н е н и я. Если детей не научить писать сочинения в начальных классах, то в старших классах им еще труднее будет даваться такая работа.

Очень важно, чтобы изложение и сочинение стали для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным. Нужно преодолеть психологический барьер, который возникает у дагестанских учащихся по отношению к самостоятельному письму. Этот барьер может быть преодолен только систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную.

Тексты типа Это стол. Он высокий. У стола четыре ножки являются по характеру о п и с а т.е. л ь н ы м и.

Для проведения с о ч и н е н и я – р а с с у ж д е н и я с успехом можно использовать пословицы и поговорки. Например, по теме «Школьная жизнь» можно использовать следующие пословицы:

Хорошая книга – искренний друг.

Будешь книги читать – будешь много знать.

Кто много читает, тот много знает.

Больше узнаешь – сильнее станешь.

Учение и труд вместе живут.

Трудно в школе – легко в поле.

Опыт работы передовых учителей и методистов позволяют нам представить богатый практический материал, способствующий навыкам написания сочинений и изложений.

Обязательно нужно писать сочинения на темы, связанные с природой («Листопад», «В саду поселилась осень», «Закружилась листва золотая» и др.). «Сочинение о природе – важнейшая форма работы по развитию речи и мысли», – пишет З.Д. Лобановская. – Формированию образной письменной речи способствует и экскурсия на природу». [20: 32]

Своеобразная красота осенней природы особенно ярко раскрывается перед детьми в тихий осенний день. Чувства, охватившие ребят во время осенней прогулки в лес, выражаются в словах на уроке письма. Дети напишут небольшие творческие работы (пока ещё маленькие), в которых они проявят свою неподдельную любовь к природе.

Например:

Вот листики каштана. Они как ладошки. На них повисли подарки – каштаны. Подуло холодом. Листики упали в траву.

Придёт зима, и малыши будут любоваться удивительными снежными сугробами, причудливыми следами зверей и птиц на снегу. Они напишут о том, как играет солнце с морозом, как ветки деревьев купаются в снегу, как ёлочки-голоножки скромно прячутся от морозов под густые ели, как рябинка торжествует в косых лучах зимнего солнца.

Весной, планируя наблюдения за природой, рекомендуется подбирать задания, формировать вопросы, по которым дети будут делать сообщения, проводить сравнения. Так, наблюдая за цветением деревьев весной, дети укажут на то, что у берёзки шоколадные серёжки, у ивы выходят на свет зелёные хвостики, что сосна разжимает сжатые пальчики и появляются нежные комочки, что острыми шильцами вытягиваются розовые стебельки липы, а сморщенные ладошки каштана поднимают подсвечники.

Н.П. Рассказова предлагает для написания сочинений-миниатюр следующие темы:

2-й к л а с с. Осенний дождь. Листопад. Белый наряд зимы. Морозный день. Кучевые облака. Весеннее солнышко. Первые листочки. Первые насекомые. Весенний день.

3-й к л а с с. Наша местность. Погода сегодня. Первая зелень. Весеннее солнышко. [20: 32]

В ч е т в е р т о м к л а с с е рекомендуется знакомить детей с частями сочинения: вводная, основная, заключительная. Можно подбирать эпиграф к сочинению.

Значительное место в системе работы по развитию речи учащихся Надежда Петровна отводит обучению п и с ь м у с о ч и н е н и й п о к а р т и н а м. Для этого оно использует репродукции картин: «Утро в лесу» И. Шишкина, «Первый снег» А. Пластова, «Большая вода» И. Левитана, «Конец зимы» К. Юона и др.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам социального педагога обусловлены особенностями его работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации, необходимостью у него завоевать доверие и расположить к себе всех её членов. Для этого он должен обладать такими профессионально ...

Методики изучения мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Цель констатирующего этапа эксперимента : выявить уровень развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. До начала обследования проводилось наблюдение за детьми, как в первой, так и во второй половине дня, во время занятий по продуктивной деяте ...

Нетрадиционные формы урока на среднем этапе обучения
До недавнего времени грамматика и фонетика часто изучались параллельно с лексикой и независимо от нее. Одним из важных прогрессивных принципов современной методики как раз является органическая связь лексики с грамматикой и фонетикой. Как нельзя усваивать лексику, не изучая одновременно грамматичес ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru