Модульная система высшего образования и связанные с ее введением интенсификация информационно-деятельного процесса обучения, система контроля знаний и профессиональной пригодности может в значительной мере повысить эффективность и качество подготовки специалистов, обеспечить целенаправленность творческой деятельности личности.
На самостоятельную работу и домашнее задание по теме «Сложное отношение точек. Полный четырехвершинник», учебной программой отводится по 1,5 балла. Вопросы по данной теме включены в коллоквиум, семестровый экзамен и тестовые задания, где студент также, должен заработать определенное количество баллов [16].
Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:
· наличие сменных пар учащихся;
· их взаимообучение;
· взаимоконтроль;
· взаимоуправление.
В обучаемом коллективе все учат каждого и каждый учит всех. При коллективных способах обучения (КСО) одновременно несколько учащихся воздействуют на всех остальных.
В свое время А.Г. Ривин разработал несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:
· изучение текстового материала по любому учебному предмету;
· взаимопередача текстов;
· взаимообмен заданиями;
· решение задач и примеров по учебнику;
· выполнение упражнений в парах;
· работа по вопросникам.
К примеру, взаимообмен заданиями применяется при изучении прежде всего естествоведческих дисциплин – химии, физики, географии, биологии, математики. Назначение этой методики – отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий [11].
На практическом занятии при изучении темы «Сложное отношение точек» преподаватель выбирает из задачника однотипные задания. Пять – семь пар таких заданий выписываются на карточках, и каждая карточка получает свой номер.
Таблица
Задание 1 Вычислить сложное отношение точек А) Б) |
Задание 2 Проверить лежат ли на одной прямой точки: А) Б) |
Предположим, что студент Иванов знает решение всех задач задания 1, а студент Петров –2. Тогда, работая в паре, они могут обменяться заданиями. Обмен осуществляется следующим образом: Иванов обучает Петрова решению задачи А) из задания 1, заново решая эту задачу. При этом если есть необходимость, он дает теоретическое объяснение и отвечает на все вопросы Петрова. Записывать решение задачи и все необходимые формулы он может прямо в тетрадь Петрова.
Затем таким же образом учит Петров, объясняя Иванов, как решается задача А) задания 2. Потом Петров приступает к самостоятельному решению задачи Б) из задания 1, а Иванов – к самостоятельному решению задачи Б) из задания 2. Проверив друг у друга правильность решения задач, напарники расходятся. На этом их работа в данной паре заканчивается, а каждый из них ищет себе нового напарника
Коллективный способ обучения в классе считается запущенным только тогда, когда каждое задание выполнено хотя бы одним учеником.
Если по какому-то заданию никто не справился с решением, преподаватель должен дать консультацию. Отработка практических умений и навыков на серии аналогичных заданий видна из следующей карточки.
Таблица
Фамилия студента |
Номера заданий | |||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 | |
Иванов Петров Сидоров Степанов Попов Кузнецов |
+ + |
+ + |
+ |
+ + |
+ + + |
+ |
Информационные технологии и их роль в
повышении профессиональной компетентности специалиста культуры
Как показала практика, в настоящее время высокого уровня мастерства в выбранной сфере деятельности уже не достаточно. Эффективность повседневной работы, носящей в большинстве случаев творческий характер, требует от личности широкого и качественного образования и культурного развития. Другими словам ...
Рекомендации педагогам и родителям по воспитанию детей с ограниченными
возможностями здоровья
Эти рекомендации помогут педагогу улучшить свою работу с детьми с ОВЗ. Учебники и учебная программа: - четкое и понятное разъяснение заданий; - замещение письменных заданий; - обеспечение учебниками альтернативного формата, но с одинаковым содержанием или более простым. Работа в классе, группе: - б ...
Методические принципы ознакомления учащихся с химическими производствами
Общеобразовательная средняя школа не готовит и не может готовить химиков-специалистов: лаборантов, аппаратчиков, техников и т. п., она лишь содействует тому, чтобы её выпускники были всесторонне образованными и получили возможность быстро освоить связанные с применением химии профессии, чтобы получ ...