Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

Развитие образования » Определение роли профессионального мастерства специалиста культуры » Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

Страница 2

Особенность профессии специалиста культуры такова, что к ней в равной мере можно отнести требования инновационности, производства и обслуживания.

В новых социально-экономических условиях неизбежно будет происходить расширение спектра профессиональных деятельностей. Уже сегодня вместо понятия «профессионализм» все чаще начинают использоваться понятия «образованность» и «компетентность». Общество все больше нуждается в широко образованных людях. Конечно, в любом деле важен профессионализм. Но между тем само это слово привычно соединяется со словом «узкий». Такова природа профессионализма - чем он выше, тем уже. Образованность же наоборот - чем выше, тем шире. Высокообразованный человек - это не только безукоризненный специалист в своей области, но и человек, уверенно ориентирующийся в других сферах науки и культуры, знающий отечественную и мировую историю и литературу, философию, социологию, владеющий несколькими языками.

Высокообразованные люди нужны любому коллективу профессионалов, который хочет добиться результатов, конкурентноспособных на мировом рынке. И, в том числе, наше отставание во многих отраслях связано и с тем, что подлинно образованных людей не хватает. И эта нехватка ощущается все острее и острее.

Когда говорят о профессионализме, то в первую очередь подразумевается владение тем или иным человеком технологиями – будь то технологии обработки материалов, бухгалтерского учета, конструирования машин, выращивания урожая или строительных работ.

Компетентность же подразумевает помимо технологической подготовки целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня в той или иной мере каждому специалисту. Это, в первую очередь, такие качества личности как самостоятельность, способность принимать ответственные решения, творческий подход к любому делу, умению доводить его до конца, умение постоянно учиться и обновлять свои знания. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления. Это - умение диалога и коммуникабельность, сотрудничество и т. д. Над собственно профессиональной – технологической подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту – комплекс так называемых «базисных квалификаций» (В.А. Ермоленко, А.М. Новиков) [22:74].

В аспекте расширения спектра профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях особенно актуальными становятся (А.М. Новиков):

Профессионально-этическое (нравственное) воспитание. В первую очередь, очевидно, речь идет о формировании духовности. Главная задача профессиональной школы в формировании духовности молодежи заключается, в разрешении двух противоречий.

Во-первых, это преодоление разрыва между учебными и воспитательными целями: ведь учебные предметы в большинстве своем построены таким образом, что они объективно обезличены и этически нейтральны. Преподаватель, мастер, конечно, воспитывает примером своей личности. Но эти воспитательные воздействия находятся как бы рядом с изучаемым предметом. Но самые гуманные цели обучения и воспитания, внутренне не принятые студентом, не будут достигнуты. Необходимо педагогическое и методическое обеспечение соединения различных позиций педагога и обучаемого, построение всего образовательного процесса на основе внутренних образовательных потребностей обучаемых. Без этого мы будем по-прежнему сталкиваться с отвращением молодежи к педагогическим проповедям, к формальным «воспитательным мероприятиям».

Страницы: 1 2 3 4

Цель воспитания
Современная педагогика исходит из понимания процесса воспитания как социального взаимодействия педагога и воспитуемых, их развивающихся отношений. Таким образом, воспитание - процесс целенаправленного формирования личности; специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие педа ...

Общая характеристика нетрадиционных форм организации деятельности на уроке
С середины 70-х гг. в отечественной школе обнаружилась опасная тенденция снижения интереса школьников к занятиям. Отчуждение учащихся от познавательного труда педагоги пытались остановить различными способами. На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нестандартными уро ...

Истоки подростковой преступности
Недостаток внимания в семье зачастую приводит к печальным последствиям. В наши дни увеличилась преступность среди подростков. В большинстве случаев преступниками становятся дети из неблагополучных семей. Неправильное воспитание, искаженное представление о том, что хорошо, а что плохо, недостаток ро ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru