Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

Развитие образования » Определение роли профессионального мастерства специалиста культуры » Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

Страница 1

Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям:

- по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков):

1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений.

2. Феноменологические, описательные знания на уровне обыденного, житейского языка.

3. Аналитико-синтетические знания на уровне элементарного, но уже научного объяснения чаще всего качественного явлений и процессов, их свойств.

4. Прогностические знания – объяснение явлений и процессов на уровне теории, в том числе количественной, создают возможности для прогнозирования их развития.

5. Аксиоматические знания – объяснение явлений и процессов с использованием высокой общности их описания как по широте охвата, так и по глубине проникновения в их сущность;

- по отношению к изучаемому объекту (И.Я. Лернер, А.М. Новиков):

1. Знания об объекте действия.

2. Знания о действиях с объектом, способах действий. В частности все технологические знания будут относиться к этой области [21:124].

- по уровням усвоения, овладения (В.П. Беспалько). Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, как мера качества усвоения обучающимися учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, фундаментальности и подробности изучения материала. Выделяются четыре уровня усвоения знаний:

1 уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или о действиях с ними.

2 уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ним.

3 уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отдельных ситуациях в процессе самостоятельной работы.

4 уровень – знания трансформации – предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.

Следующий аспект рассмотрения и оценки уровня квалификации специалиста - специалисты с одним и тем же дипломом могут в дальнейшей профессиональной деятельности специализироваться в различных по ее характеру областях. Так например, в производственно-технической сфере профессиональная деятельность специалистов классифицируется по следующим трем областям (О.В. Алексеев): инновационная деятельность - исследования, разработки и проектирование; производственная деятельность - производственные системы; обслуживающая деятельность - маркетинг, обслуживание оборудования, испытания и измерения. Соответственно для этих трех областей предъявляются разные требования к уровню подготовки и личностным качествам специалиста, что видно из таблицы 1.

Таблица 1.Уровень требований к специалистам в разных областях деятельности

Требования

Инновации

Производство

Обслуживание

Теоретические знания

высокий

средний

средний

Творческие способности

высокий

высокий

средний

Коммерческие способности

средний

высокий

высокий

Коммуникабельность

средний

высокий

высокий

Страницы: 1 2 3 4

Формы тестовых заданий
В современной тестологии (Аванесов В.С., Челышкова М.Б., Майоров А.Н. и др.) различают 4 типа заданий в тестовой форме: задания на выбор одного или нескольких правильных ответов, задания в открытой форме или на дополнение, задания на установление правильной последовательности и задания на установле ...

Готовность младших школьников к созданию и использованию жанров портретной зарисовки
Для создания сочинения в жанре портретной зарисовки требуются специальные знания об особенностях функционирования данной модели высказывания, а также соответствующие коммуникативно-жанровые умения. Чтобы проверить правильность поставленной гипотезы исследования, т.е. получить объективные данные, ко ...

Основы государственной образовательной политики
В 1990-е гг. российское государство занимало пассивную позицию по отношению к историческому образованию. В первое десятилетие новой российской государственности эти проблемы, в сущности, игнорировались руководством страны, преобладало суждение, что государство не должно вмешиваться в вопросы опреде ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru