Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

Развитие образования » Определение роли профессионального мастерства специалиста культуры » Уровни профессиональной компетентности и духовности специалиста культуры

Страница 1

Профессиональные умения основываются на знаниях. Знания, в том числе профессиональные знания классифицируются по разным основаниям:

- по уровням обобщения (В.П. Беспалько, А.М. Новиков):

1. Непосредственные (чувственные, образные) знания на уровне восприятий и представлений.

2. Феноменологические, описательные знания на уровне обыденного, житейского языка.

3. Аналитико-синтетические знания на уровне элементарного, но уже научного объяснения чаще всего качественного явлений и процессов, их свойств.

4. Прогностические знания – объяснение явлений и процессов на уровне теории, в том числе количественной, создают возможности для прогнозирования их развития.

5. Аксиоматические знания – объяснение явлений и процессов с использованием высокой общности их описания как по широте охвата, так и по глубине проникновения в их сущность;

- по отношению к изучаемому объекту (И.Я. Лернер, А.М. Новиков):

1. Знания об объекте действия.

2. Знания о действиях с объектом, способах действий. В частности все технологические знания будут относиться к этой области [21:124].

- по уровням усвоения, овладения (В.П. Беспалько). Уровни усвоения рассматриваются в двух аспектах. Во-первых, как мера качества усвоения обучающимися учебного материала; во-вторых – как заранее устанавливаемая (в учебной программе, учебнике и т.д.) мера глубины, фундаментальности и подробности изучения материала. Выделяются четыре уровня усвоения знаний:

1 уровень – знания-знакомства – узнавание объектов, явлений, процессов, свойств при повторном восприятии ранее усвоенной информации о них или о действиях с ними.

2 уровень – знания-копии – предполагает репродуктивные действия путем самостоятельного воспроизведения и применения информации об объекте и действиях с ним.

3 уровень – предполагает продуктивные действия по применению полученной информации в отдельных ситуациях в процессе самостоятельной работы.

4 уровень – знания трансформации – предполагает возможность творческого применения полученной информации путем самостоятельного конструирования собственной деятельности на основе знаний.

Следующий аспект рассмотрения и оценки уровня квалификации специалиста - специалисты с одним и тем же дипломом могут в дальнейшей профессиональной деятельности специализироваться в различных по ее характеру областях. Так например, в производственно-технической сфере профессиональная деятельность специалистов классифицируется по следующим трем областям (О.В. Алексеев): инновационная деятельность - исследования, разработки и проектирование; производственная деятельность - производственные системы; обслуживающая деятельность - маркетинг, обслуживание оборудования, испытания и измерения. Соответственно для этих трех областей предъявляются разные требования к уровню подготовки и личностным качествам специалиста, что видно из таблицы 1.

Таблица 1.Уровень требований к специалистам в разных областях деятельности

Требования

Инновации

Производство

Обслуживание

Теоретические знания

высокий

средний

средний

Творческие способности

высокий

высокий

средний

Коммерческие способности

средний

высокий

высокий

Коммуникабельность

средний

высокий

высокий

Страницы: 1 2 3 4

Содержание контроля знаний
Содержание контроля определяется дидактическими задачами на различных этапах обучения, спецификой учебных процессов, уровнем подготовки и развития учащихся. Очень важно, как это нередко наблюдается в практике работы школ, не сводился исключительно к проверке знаний учащихся, их готовности к выполне ...

Методические особенности использования компьютера на уроках математики
а) Методы использования мультимедийных презентаций Формы и место использования мультимедийной презентации (или даже отдельного ее слайда) на уроке зависят, конечно, от содержания этого урока, цели, которую ставит перед собой учитель. Тем не менее, практика позволяет выделить некоторые общие, наибол ...

Тематический план и методические рекомендации к проведению лекционных занятий
В высшей школе три основные формы работы – лекция, семинар и самостоятельная работа студентов (изучение литературы и источников, написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ). Важнейшим видом работы студентов являются также производственные и учебные практики. Цель вуза в соврем ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru