Обоснование и выбор методик исследования

Страница 1

Процесс обучения в вузе предоставляет возможности для формирования профессиональной направленности студента, т.е. развития тех психических свойств и качеств, которые оказываются объектами социальных и профессиональных воздействий в данных условиях.

К ним относят адекватный выбор профессиональных предпочтений и социально-психологические предпосылки стиля педагогической деятельности.

Для студентов – будущих учителей «Технологии» принадлежность к определенным сферам профессиональной деятельности особо важна, поскольку обусловлена спецификой технологической подготовки, требующей активного включения в различные виды деятельности (педагогической, производственно-технологической, проектной).

Индивидуальность педагога как профессионала предполагает особый стиль деятельности, складывающейся в целом из известных теории и практике приемов, - такая индивидуальность обусловлена синтезом индивидуальных особенностей развития человека и уровня его профессиональной компетентности. Процесс складывающего стиля педагогической деятельности может иметь разные выражения:

- индивидуальные различия как фрагментарные или эпизодические проявления непохожести в профессиональном поведении и деятельности;

- индивидуальный стиль как устойчиво сохраняющиеся в течение длительного времени различия в профессиональной деятельности, индивидуальное сочетание способов и задач профессиональной деятельности;

- индивидуальность как выражение неповторимости, самобытности личности учителя в труде, индивидуальное профессиональное мировоззрение, нередко индивидуальный вариант профессионального типа личности в труде.

Личность студента-будущего педагога характеризуется тем, что профессионально важные свойства и качества только начинают появляться. Их становление - характерный признак развития профессиональной направленности в данный период. Именно в условиях учебно-профессиональной деятельности у студента-будущего педагога должны возникать такие новообразования психики (и личности), которые специфичны для педагогической деятельности.

Следует учитывать при организации учебной работы со студентами – будущими специалистами-учителями «Технологии ориентацию на будущую профессию (приобретение профессионально-специфических качеств); и т. п. Учет названных показателей при индивидуализации обучения особо важен для студентов, будущих специалистов – учителей «Технологии».

С учетом поставленных целей исследования нами были отобран тот психологический инструментарий, который наиболее полно позволил изучить проблемы индивидуализации личности будущих специалистов – учителей «Технологии».

1. Изучение типа личности с учетом профессиональных склонностей Дж. Холланда. Наиболее типичным для профессиональной сферы деятельности будущих специалистов - учителей «Технологии» станут:

- интеллектуальный тип (ориентирован на труд, рационален, независим, оригинален; нравится решать задачи, требующие абстрактного мышления; высоко развиты как вербальные так и невербальные способности);

- социальный тип (ставит перед собой цели, который позволяют ему устанавливать контакт с окружающей средой; общителен, стремление поучать; психологическая настроенность на человека).

2. ДДО (автор Е.А. Климов) как методика изучения профессиональных предпочтений будущих специалистов – учителей «Технологии».

Согласно предложенной системе ( пять основных сфер профессиональной деятельности) профессиональной направленности специфичными областями для данного контингента испытуемых будут сферы систем : «Человек-Человек» и «Человек- Знак».

3. Методика «Ориентационная анкета» В. Смекала и М. Кучера, выявляющая адекватный стиль педагогической деятельности, позволяющая выявить стиль педагогической деятельности.

Для определения социально-психологических предпосылок избирательного предпочтения того или иного стиля педагогической деятельности нами использовался чешский вариант «ориентировочной анкеты» жизненных ориентации В. Басса .

Содержание данной методики таково. Способ реагирования обследуемого на требования, предъявляемые будущей работой, и на требования, предъявляемые к коллегам, зависят от того, какие виды удовлетворения (вознаграждения) он ожидает от работы. С другой стороны, оттого, что дает ему чувство удовлетворения в работе, различают три вида ожиданий, в большинстве случаев исключающих друг друга:

1. Сделать и закончить работу;

2. Установить взаимопонимание с коллегами;

3. Получить самоудовлетворение.

Эта тройная классификация исходит из теории межличностных отношений в организациях. В результате продолжительных исследований эта теория привела к разработке, усовершенствованию и определению метода оценки основной жизненной ориентации.

По ориентировочной анкете испытуемый получает три балльных оценки:

«S» — направленность на себя. Она отражает, в какой мере обследуемый описывает самого себя как человека, ожидающего непосредственного удовлетворения (вознаграждения) только для себя вне зависимости от работы, которую он выполняет, или вне зависимости от коллег.

Страницы: 1 2

Характеристика жанров сочинений и изложений
Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, н ...

Обустройство жизни в лесу: укрытия; обращение с огнем; простейший самодельный инвентарь
А) Укрытия в лесу и безлесных пространствах. Простейшие укрытия из снега: снежный улей, траншея, пещера, иглу. В первую очередь потерпевшие бедствие должны определить функциональное назначение убежища, для чего понять, что в наибольшей степени угрожает жизни и здоровью людей, от чего убежище должно ...

Категории детей ДОУ нуждающиеся в помощи социального педагога
Среди основных категории детей, нуждающихся в социальной защите социальный педагог, работающий в ДОУ, может столкнуться со следующими категориями: 1. Дезадаптированные дети, для которых характерно нарушение процессов социализации, социального функционирования и социального развития [14;105]. Эта ка ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru