Идеализация

Идеализация - это мысленное конструирование понятий об объектах, не существующих в действительности, но для которых имеются прообразы в реальном мире.

Идеализации широко используются при исследовании законов природы. Дело в том, что во многих случаях для изучения физического закона необходимо исключить из рассмотрения ряд таких свойств и отношений изучаемых физических объектов, без которых эти объекты реально могут существовать, но учет которых заслонил бы существо изучаемого физического процесса. Так, инерциальная система отсчёта (в которой справедлив закон инерции: материальная точка, когда на неё не действуют никакие силы (или действуют силы взаимно уравновешенные), находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения) является примером идеализации.

Формирование у школьников теоретического метода идеализации представляет собой длительный и сложный процесс. Идеализации в основном предстают перед учащимися в готовом виде без показа в школьном курсе их происхождения, т.е. суть метода не раскрывается. Идеализация предполагает умение не только абстрагировать, но отделять в каждом данном явлении существенное от второстепенного.

Овладение учащимися метода идеализации предполагает определенный мыслительный процесс, который включает целый ряд этапов:

1) выделение предмета идеализации среди множества объектов или явлений;

2) отделение в выделенном объекте или явлении существенных аспектов (свойств) от второстепенных, с учетом того, что идеализация должна служить хорошим приближением реального процесса;

3) доведение выделенного свойства (аспекта) до предельного значения;

4) формулировка идеализированного объекта или явления;

5) включение идеализированного объекта в физический закон, теорию и т.д.;

6) использование полученной идеализации.

Одним из примеров идеализации является понятие материальной точки. На примере учат школьника абстрагироваться от реальных свойств, затемняющих те существенные стороны вещей и явлений, которые изучаются. Если не акцентировать внимание учащихся на том факте, что материальная точка есть идеализация реальных тел, связанная с пренебрежением размерами тела, но обладающая массой и другими характеристиками движения, то может возникнуть опасность, что школьники будут представлять материальную точку только в геометрическом смысле (они и говорят часто: "материальная точка - это точка . ").

Например: рассматривая движение планет Солнечной системы вокруг Солнца их можно считать мат. точками, т.к. их размеры планет малы по сравнению с радиусами их орбит. Но когда предметом рассмотрения является движение автомобиля по поверхности Земли, наши планеты уже нельзя считать материальными точками, сам автомобиль при этом рассматривается, как точка, потому что пройденный им путь много больше его собственных размеров. Когда автомобиль занимает место на автостоянке, его нельзя считать материальной точкой, иначе на любой автостоянке можно было бы уместить бесконечное количество автомобилей.

На протяжении курса физики учащиеся неоднократно знакомятся с данным методом теоретического исследования, а это позволяет им понять, что умение правильно идеализировать изучаемые процессы и объекты является важным методологическим условием, обеспечивающим успех в их учебной работе.

Функции межпредметных связей
Межпредметные связи в школьном обучении являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки учащихся. С помощью многосторонних межпредметных связей закладыва ...

Слуховое восприятие устной речи
Одной из важных задач работы со слабослышащими детьми является формирование у детей навыков восприятия устной речи. Устная речь – один из видов коммуникативной деятельности человека, средство общения и специфическое орудие мышления. В общественно – трудовой деятельности, в быту люди используют при ...

Специфика формирования культуры поведения у старших дошкольников
Работа по моральному воспитанию дошкольников должна носить системный характер. Процесс воспитания культуры поведения для педагога должен стать системой целенаправленного решения конкретных педагогических задач, а для ребенка – возникающей по ходу жизни естественной ситуацией деятельности и общения. ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru