Особенности подготовительной работы над написанием изложений

Развитие образования » Особенности обучения учащихся изложению и сочинению в начальных классах » Особенности подготовительной работы над написанием изложений

Страница 1

В начальных классах национальной школы изложение проводится по изученному и усвоенному, прочитанному в классе небольшому тексту. Как обучающее можно проводить изложение с открытым текстом.

Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа. Материал для изложения должен быть хорошо усвоен учащимися в классе. При этом необходимо соблюдать принцип доступности. В то же время текст не должен быть слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у учащихся определенное умственное напряжение.

Соблюдение принципов доступности и посильности в каждом случае позволяет постепенно переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от коллективного изложение к самостоятельному, от изложения по изученному, выученному тексту к изложению по незнакомому тексту.

Подбор текстов для изложения. Правильный выбор текста для письменной работы имеет большое значение в обучении изложению. Опыт показывает, что для учащихся начальной национальной школы самым доступным является рассказ, в котором развертывается какое-нибудь небольшое событие, имеется сюжет.

Подобранный текст учитель предварительно анализирует как с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, так и с точки зрения доступности для учащихся. В тексте все слова и конструкции предложении должны быть знакомы учащимся. Если в тексте будут незнакомые слова или словосочетании учитель заранее намечает пути их объяснения, записывает все эти слова на доске. В синтаксическом отношении текст должен быть прост и доступен.

Тексты для изложений постепенно усложняются. В школах с русским языком обучения учащиеся I класса должны уметь писать под руководством учителя небольшое изложение по тексту в 30–35 слов. Во II классе с родным языком обучения пишут коллективно изложения из четырех-пяти предложений, под руководством учителя составляют план небольшой статьи в виде вопросительных предложений.

В III классе как с родным, так и с русским языком обучения для изложений подбираются большие по объему 50–60 слов и более сложные тексты.

Согласно требованиям программы, учащиеся IV класса должны уметь писать изложение по коллективно составленному плану. Объем изложения значительно увеличивается: в школах с русским языком обучения – 80–90 слов, в школах с родным языком обучения – 50–70 слов

Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи.

При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы:

1) воспроизведение прочитанного по вопросам;

2) связный пересказ прочитанного;

3) продумывание заглавий;

4) составление плана к прочитанному;

5) дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по тематике к прочитанному).

Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объему и легких по содержанию прозаических произведений – рассказов или статей.

Возьмем рассказ из книги для чтения в 1 классе «Родная речь»

«Лена-помощница»

Лена пришла из школы. Мамы дома не было. Она еще не вернулась с работы.

Лена разделась, повесила платье на вешалку, помыла ботинки и поставила их на место. Потом она подмела комнату и принялась мыть посуду. А потом решила полы протереть. За этим занятием ее застала мама.

Страницы: 1 2 3 4

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии как фактор повышения мотивации обучения учащихся
Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным сделайте его крепким и здоровым. Жан Жак Руссо Проблема здоровья детей сегодня как никогда актуальна. В настоящее время можно с уверенностью утверждать, что именно педагог в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше, чем врач. Это не зна ...

Использование уроков нетрадиционной формы для обучения лексике на среднем этапе обучения
Так говоря о нетрадиционных уроках, на наш взгляд, необходимо заострить внимание на принципы организации и проведения, периоды подготовки и проведения нетрадиционных уроков. Говоря об организации и проведения нестандартных уроков необходимо отметить, что в их основу положено несколько принципов: 1. ...

Анализ психолого - педагогической литературы по проблеме формирования элементарных математических представлений у детей раннего возраста
Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом ее исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у детей раннег ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru