Аналогия

Аналогия - вид умозаключения, выявление свойств одного предмета на основании сходства с другим. [РПЭ]

Сравнение (установление сходства и различия между объектами) лежит в основе аналогии. Если обнаруживается, что один из сравниваемых объектов имеет свойства a, b, c, а, а другой a, b, c, d, то мы можем предположить, что свойство d присуще и первому объекту, ибо оно не могло появиться вне связи со свойствами a, b, c. Теснейшая связь и взаимозависимость свойств материальных систем являются объективным основанием для применения метода аналогии. Аналогичными могут быть отдельные свойства, отношения, условия существования и т.д. Аналогии бывают качественные и количественные. Необходимо учитывать, что общие признаки могут быть абсолютно тождественными и просто сходными. Последнее встречается в большинстве случаев.

Тот факт, что звук и свет сопровождаются одними и теми же явлениями - отражение, преломление, дисперсия, интерференция и др., привёл Гюйгенса к мысли о волновой природе света.

В арсенале дидактических средств у учителя имеются такие аналогии, как рой комаров или дрейф льдин в реке при объяснении движения "электронного газа" в металлах; процесс испарения жидкости при объяснении термоэлектронной эмиссии и др. Знакомя учащихся с этими аналогиями, следует подчеркивать, что речь идет не о процессах единой природы, а о внешнем сходстве или единстве математического аппарата разных по существу явлений.

Процедура умозаключения по аналогии.

Она состоит в следующем. Ученики получают информацию о двух объектах, один из которых их интересует, а другой уже изучен. Выяснив, что два объекта имеют некоторые общие признаки и первый из них обладает еще некоторым признаком x, наличие которого у второго объекта пока неизвестно, делают предположение, что, очевидно, второму объекту этот признак также присущ. Для того чтобы обнаружить достоверность или неправильность такого выdода, нужно дополнительно исследовать объект либо с помощью эксперимента, либо посредством теоретических рассуждений.

Алгоритм действий

Организация информации.

Выбор типа аналогии.

Выяснение свойств или признаков у

а) известного объекта,

б) неизвестного объекта.

Нахождение общих свойств у известного и неизвестного объектов.

Выдвижение гипотезы (о наличии у неизвестного объекта новых свойств, сходных со свойствами известного объекта).

Проверка гипотезы опытом или рассуждениями.

Формулирование вывода.

Практика показала: сложны для учеников этапы 3-5. Им нужно уделять больше внимания.

В зависимости от природы сравниваемых предметов и характера общих признаков умозаключение по аналогии может привести как к истинному, так и к ложному выводу.

Условия успешности применения аналогии являются:

а) сходные признаки объектов должны быть существенными, и их число должно быть максимальным;

б) разные признаки у объектов должны быть несущественными, и их число должно быть минимальным.

Правильность аналогии всегда проверяется, в конечном счете, практикой (прямо или опосредованно). Ценность аналогии заключается в том, что она ведет к выдвижению гипотез.

В настоящее время в методике преподавания физики не реализована еще одна аналогия, использование которой позволило бы осуществить единый, обобщенный подход к формированию у школьников понятия о поле. Изучение гравитационного поля (на примере гравитационного поля Земли) позволило бы построить изучение электростатического поля по аналогии с гравитационным (с обращением внимания на принципиальное отличие этих типов взаимодействия: гравитационные силы всегда силы притяжения, электрические же - силы притяжения и отталкивания). Использование этой аналогии облегчит усвоение школьниками таких сложных понятий, как напряженность, потенциал, работа и энергия электрического поля и т.д. Конечно, закон всемирного тяготения (равно как и закон Кулона) опирается на идею дальнодействия - основную идею механической картины мира, однако было бы полезным показать ограниченность этой идеи уже при изучении классической механики, введя здесь предварительные представления о близкодействии (поле). Так можно провести аналогию, что у электромагнитной волны и света скорость распространения является схожей, и свету присуще некоторые корпускулярно-волновые свойства, из чего следует, что свет является электромагнитной волной.

Формирование связной монологической речи у детей с речевыми нарушениями
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточног ...

Содержание и понятие воспитания
Центральной категорией научного осмысления вос­питательного процесса и профессиональной педагогиче­ской деятельности по воспитанию детей выступает поня­тие «воспитание». От того, как трактуется это понятие, зависит многое в последующем анализе и понимании сущности спрятанного за данным термином явл ...

Ш.А. Амонашвили – продолжатель идей гуманной педагогики
Советская педагогика определяла возможность и необходимость внешнего воздействия в формировании убеждений и ценностных ориентаций. В начале XX века в российской педагогике оформился идеал гуманной демократической школы, ориентированной на личность. Образ такой школы нарисован И.И. Горбуновым-Посадо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru