На основе курсового планирования необходимо провести тематическое планирование межпредметных связей, особенно в узловых учебных целях.
Тематическое планирование.
В тематическом плане должна быть отражена логическая структура учебного материала уроков, опорные знания из других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, учитель наглядно видит, для чего, с какой познавательной целью на отдельных уроках необходимо использовать те или иные задания из других курсов:
в одних случаях создается опора для введения новых понятий,
в других объясняются причинно-следственные связи в изучаемых явлениях,
в третьих конкретизируются общие идеи или доказываются выводы, новые теоретические положения и т.п.
В зависимости от познавательных целей использования межпредметных связей отбираются методы и приемы их осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся.
Общая схема тематического планирования межпредметных связей может быть представлена в форме таблицы:
Тема « .» Класс « »
Темы и даты уроков |
Основные предметные понятия и умения |
Связь с другими предметами |
Методы и приемы обучения |
Наглядные пособия |
Задания по предмету и межпредметные | ||
Смежные понятия |
Факты |
Умения | |||||
Данная форма может быть изменена учителем в зависимости от конкретных условий установления межпредметных связей в обучении. Такое планирование создаёт у учителя общее представление о том, какие знания и из каких предметов необходимо учащимся повторить к каждому уроку, какие понятия и знания из других предметов следует привлечь к раскрытию основных понятий учебной темы и какие мировоззренческие идеи будут развиваться на основе межпредметных связей. Знания из разных предметов помогают поднять обобщение учебного материала темы на мировоззренческий уровень.
Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет выделить основные направления активизации познавательной деятельности учащихся в процессе изучения учебной темы. В целях эффективной организации учебно-познавательной деятельности учеников по осуществлению межпредметных связей полезно спланировать их систему на каждом уроке учебной темы.
Поурочное планирование.
Конкретизация использования межпредметных связей в процессе обучения достигается с помощью поурочного планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком этапе урока и как, какими способами включаются знания из других курсов в изучение нового или закрепление учебного материала. Особенно необходима тщательная разработка обобщающего урока с межпредметными связями. Выделение таких уроков производится на основе тематического планирования.
Положительные стороны данной разработки -- это формулировка цели и задач урока с учетом межпредметных связей; формулировка конкретных вопросов к учащимся, требующих воспроизведения и применения знаний по физике; определение понятий; наличие мировоззренческого вывода, обобщающего факты и законы математики и физики; включение в домашнее задание вопросов межпредметного содержания.
Составляя поурочные планы, учителю важно знать, что учащиеся уже освоили из необходимых опорных знаний на уроках по другим предметам, согласовать с учителями смежных предметов постановку вопросов и заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и понятий, их углубление и обогащения. Этому помогает посещение уроков и изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.
Основные концепции правового образования
В теории и практике правового обучения к настоящему времени появились различные концепции. Под правовым обучением мы понимаем процесс целенаправленной передачи знаний, умений и формирование устойчивых навыков в области правовой действительности, которые позволяют иметь не только теоретические предс ...
Последовательность действий при оказании первой медицинской помощи
Несмотря на недостаток или полное отсутствие медикаментов и мединструмента, вы можете оказать первую помощь себе или другим уцелевшим людям. Ниже описываются только такие приемы первой помощи, которые могут быть применены (и были испытаны на практике) в условиях экстремальной ситуации. Разумеется, ...
Прогнозирование погоды: пример реальной учебной проблемы на материале
землеведческого направления
Постановка проблемы Первая обязанность учителя заключается в том, чтобы обнаружить конкретную проблему или затруднение сразу при их возникновении. Например, вопрос о том, как научиться предсказывать погоду при планировании какого-либо мероприятия, или о выборе одежды для многих детей во всех частях ...