Но остановимся на педагогических, образовательных параметрах, показателях качества образования.
По мнению С. Д. Ильенковой - образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:
· Носитель знаний
· Передача знаний
· Получатель знаний
· Восприимчивость методик передачи знаний
· Фундаментальность знаний
· Востребованность полученных знаний
· Получение новых знаний
Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:
· выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение;
· пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;
· более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.
Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.
Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:
· понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;
· ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;
· постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:
1. получение ресурсов;
2. использование ресурсов для достижения целей организации;
3. передача результатов деятельности во внешнюю среду.
При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования. Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.
Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:
· ориентация на потребителя;
· учет ситуации на рынке образовательных услуг;
· учет ситуации на рынке труда;
· лидерство руководителя;
· вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;
· процессный подход к менеджменту;
· системный подход к менеджменту;
· обоснованное принятие управленческих решений;
· постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.
Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.
1. Состояние материально-технической базы учебного заведения.
2. Качество студентов.
3. Качество знаний.
4. Востребованность выпускников.
5. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
6. Достижения выпускников.
Остановимся на содержании перечисленных блоков показателей.
Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).
В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него/нее читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса.
Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:
· знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;
· знание компьютера;
· владение иностранным языком;
· желание учиться;
· интеллект;
· духовность;
· одаренность;
· память;
· дисциплинированность;
· настойчивость;
· работоспособность;
· наблюдательность;
· планирование карьеры.
Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках.
Контрольный эксперимент
После реализации коррекционно-развивающей программы были проведены те же диагностические методики, в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. Данные по методике «Лесенка» после программы. В гистограмме показано, что самооценка у детей выросла, а это говорит о том, что дети стал ...
Диагностика результативного компонента правовой обученности
Слово «диагностика» имеет греческую этимологию (от «diug nostikos») и в буквальном смысле означает «все познанное», способность распознавать». Еще в период античности люди научились распознавать болезни по отдельным симптомам, проявлявшимся у человека (кашель, лихорадка, шум в легких .), на основе ...
Современные проблемы технологического образования
школьников
Обучение школьников в образовательной области «Технология», как и вся система образования, направлено на решение задач адаптации и социализации подрастающего поколения и теснейшим образом связано с процессами социапьно-экономических изменений в обществе. Изменения в социально-экономической сфере об ...