Теоретико-методологические аспекты качества образования

Страница 3

Но остановимся на педагогических, образовательных параметрах, показателях качества образования.

По мнению С. Д. Ильенковой - образование является важнейшей сферой социальной жизни. Именно образование формирует интеллектуальное, культурное, духовное состояние общества. Содержание образования и его направленность отражают образовательные программы и стандарты. Подход к пониманию качества образования можно представить в виде следующей последовательности:

· Носитель знаний

· Передача знаний

· Получатель знаний

· Восприимчивость методик передачи знаний

· Фундаментальность знаний

· Востребованность полученных знаний

· Получение новых знаний

Качество образования определяется прежде всего качеством носителя знаний (учителей, профессорско-преподавательского состава), который передает эти знания с помощью различных методик обучающимся. В зависимости от фундаментальности полученных знаний обучающиеся могут:

· выдержать конкурсные экзамены при поступлении на обучение;

· пройти конкурсный отбор при устройстве на работу;

· более успешно осваивать учебные дисциплины, базирующиеся на знаниях базовых дисциплин, изученных на предыдущих стадиях образовательного процесса.

Научно-технический прогресс приводит к появлению новых средств и предметов труда, новых производственных и информационных технологий. Поэтому требуется непрерывное образование с целью получения новых знаний и их применения в профессиональной деятельности. В современных условиях реальной необходимостью является непрерывное образование.

Система менеджмента качества в образовании строится на следующих принципах:

· понимание и выполнение требований к образованию с учетом достижений научно-технического прогресса и международных стандартов;

· ориентация на потребителя, жесткая конкуренция на рынке труда требует мобильности и динамичности системы менеджмента;

· постоянное совершенствование образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.

Жизнедеятельность образовательных структур состоит из трех взаимосвязанных процессов:

1. получение ресурсов;

2. использование ресурсов для достижения целей организации;

3. передача результатов деятельности во внешнюю среду.

При реализации процессного подхода к системе менеджмента качества в образовании необходимо учитывать схему взаимодействия различных органов власти, интересы которых лежат в области образования. Достижения теории и практики менеджмента качества с полным основанием могут применяться при создании системы менеджмента качества в образовательных структурах.

Для системы менеджмента качества применимы следующие принципы:

· ориентация на потребителя;

· учет ситуации на рынке образовательных услуг;

· учет ситуации на рынке труда;

· лидерство руководителя;

· вовлечение профессорско-преподавательского состава и сотрудников;

· процессный подход к менеджменту;

· системный подход к менеджменту;

· обоснованное принятие управленческих решений;

· постоянное улучшение деятельности учебного учреждения.

Исходя из подхода к пониманию качества образования, можно выделить следующие блоки показателей качества.

1. Состояние материально-технической базы учебного заведения.

2. Качество студентов.

3. Качество знаний.

4. Востребованность выпускников.

5. Конкурентоспособность выпускников на рынке труда.

6. Достижения выпускников.

Остановимся на содержании перечисленных блоков показателей.

Материально-техническая база вуза характеризуется наличием и стоимостью основных средств, обеспечивающих образовательный процесс, проведение научных исследований и разработок (здания, машины и оборудование, библиотека и др.).

В центре образовательного процесса стоит потребитель знаний — обучающийся. Именно для него/нее читаются лекции, пишутся учебники, разрабатываются новые образовательные технологии. Поэтому правомерно говорить о качестве обучающегося, который является тем материалом, который должен быть превращен в конечный результат образовательного процесса.

Качество обучающегося можно охарактеризовать с помощью следующих показателей:

· знания, полученные ранее по профильным для обучающегося учебным дисциплинам;

· знание компьютера;

· владение иностранным языком;

· желание учиться;

· интеллект;

· духовность;

· одаренность;

· память;

· дисциплинированность;

· настойчивость;

· работоспособность;

· наблюдательность;

· планирование карьеры.

Качество знаний определяется их фундаментальностью, глубиной и востребованностью в работе после окончания обучения. В открытом образовании организацией мониторинга за карьерой выпускников могут заниматься руководители региональных центров, для чего целесообразно создавать базы данных о выпускниках.

Страницы: 1 2 3 4

Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. ...

Основные идеи гуманно-личностной педагогики
Гуманно-личностная педагогика основана на следующих постулатах: 1. Гуманное педагогическое мышление не есть открытие современной теории и практики. Оно основано на классическом наследии и находит истоки в ведущих религиозных, философских и педагогических учениях. 2. Педагогика по сути своей есть об ...

Современные проблемы и особенности профессиональной подготовки специалистов
Качество образования - это синтетический показатель, выражающий совокупное проявление многих факторов. Не затрагивая финансовых проблем, которые в деятельности вузов, вне всякого сомнения, на сегодняшний момент являются определяющими, хотелось бы обратить внимание на ряд диалектических противоречий ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru