Вариативные модели адаптивной школы

Развитие образования » Идея построения адаптивной школы » Вариативные модели адаптивной школы

Определение сущности адаптивной школы позволяет сделать вывод о том, что в реальной практике возможны любые модели ее построения на основе учета социокультурных и педагогических условий региона. Адаптивность школы в этом случае проявляется в ее способности устанавливать соответствие между спектром предлагаемых образовательных услуг и запросами территориального сообщества, семьи и общественности.

В настоящее время складывается принципиально новая реальность социокультурного заказа на образовательную подготовку учащихся. Отличительная черта этой реальности, по мнению П.Г. Щедровицкого, состоит в том, что подлинным заказчиком образовательного процесса становится семья. Она все более реально начинает участвовать в финансировании, проектировании и определении содержания образования. Он выделяет следующие типы отношений семьи с системой образования:

родители отдают детей учиться для того, чтобы они освоили сумму некоторых знаний и умений и после окончания школы могли найти работу сразу или после дополнительной профессиональной подготовки;

родители убеждены, что их детей надо учить тому же, чему в свое время учили их самих;

родители считают, что школа должна быть "камерой хранения" для их детей. Самое главное для них то, что дети заняты делом, остаются под приглядом как минимум полдня;

родители ставят перед школой сверхзадачу. Для них главная задача школы - не в обучении, не в подготовке к конкретной специальности, не в воспроизводстве привычного пакета учебных предметов. Перед школой ставится задача создать условия для развития такой системы личных способностей, знаний и умений, которая позволила бы ребенку в дальнейшем полноценно включиться в мир, меняющийся на глазах.

Наличие в нашей повседневной жизни таких типов семейного заказа, безусловно, придаст определенную подвижность образовательному процессу в адаптивной школе. В зависимости от преобладающих образовательных потребностей учащихся, их возможностей в школе может существовать любая из образовательных моделей, включая и жестко технологизированные модели. Иными словами полагание человеком себя как субъекта активности неустранимо в контексте жестко технологизированных моделей образования и возможно такое их построение, при котором субъектность человека выступает в качестве условия реализации педагогического процесса.

В рамках выбранной образовательной модели технологии, отдельные формы и методы могут и должны варьироваться, сочетаться, взаимодополняться, что обусловлено ориентацией воспитание обучения на свойства личности, ее собственную активность и на реальный уровень ее психофизиологических возможностей. Такая позиция обусловливает реальную практическую реализацию ресурсного подхода.

Таким образом, адаптивность школы - это ее способность обеспечить для каждого ребенка:

• открытость и дружественный характер информационной, познавательной, социальной среды в школе;

• разнообразие образовательных программ и согласованных с ними образовательных технологий (с учетом индивидуальных особенностей и интересов ребенка);

• полноценность эмоционально-нравственного, интеллектуального, физического развития.

Адаптивность среды в школе выражается также в ее способности создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров и обслуживающего персонала.

Социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
В предыдущей главе мы рассматривали особенности функционирования деятельности оздоровительных лагерей, социально-педагогический потенциал детского досуга. В настоящей главе мы рассмотрим социально-педагогические условия эффективности работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях, а т ...

Типология неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста
В практике повседневной работы с младшими школьниками в каждом конкретном случае неуспеваемости встречаются с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее ...

Понятие о воображении, его основных видах и процессах
Воображение, или фантазия, как и мышление, принадлежит к числу высших познавательных процессов, в которых отчетливо обнаруживается специфически человеческий характер деятельности. Не вообразив себе готовый результат труда, нельзя приниматься за работу. В представлении- ожидаемого результата с помощ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru