Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

Развитие образования » Теория и методика обучения праву » Основные типы, виды и формы учебных занятий по праву

Страница 1

Общеизвестно, что организация правового обучения должна иметь «оформленный» характер. Это тем более важно, если речь идет о системном обучающем процессе. Существующие мнения среди специалистов относительно данного вопроса позволяют выделить определенные типы и формы учебных занятий по праву на базе различных оснований. Обратим внимание лишь на некоторые из них.

Большое многообразие уроков по праву, сложившееся в практике работы педагогов, позволяет говорить о существовании многообразных их типов. Однако предлагаются разные основания классификаций : по способам проведения, по правовому содержанию, по дидактическим целям или даже отдельным звеньям процесса обучения.

Если за основу классификации взять ведущий метод, то можно выделить: урок-лекцию, урок-беседу, диспут, лабораторное занятие с источниками права. Если же обратить внимание на деятельность самих школьников, то следует говорить об уроках-обобщениях, уроках-играх, уроках-конференциях или проблемных уроках. В том случае, когда мы будем рассматривать урок с позиции самих элементов процесса правового обучения, учебной задачи, выделяются:

— вводный урок;

— урок изучения нового материала;

— комбинированный урок

— контрольный урок;

— урок проверки и учета знаний;

— повторительно-обобщающий урок.

Общий уровень юридической и методической подготовки учителя права, наличие тех или иных средств правового обучения, уровень способностей ребят класса, содержание юридического материала оказывают существенное влияние на выбор того или иного типа урока. Уроки, одинаковые по типу, могут быть разными по виду, в зависимости от выбранного ведущего метода: например, вводный урок можно провести в виде экскурсии в адвокатскую контору, где специалист-практик расскажет школьникам о нужности правовых знаний и умений в жизни и роли права в судьбе человека.

В правовом обучении необходимо обратить внимание на один очень важный принцип методики: изучение нового правового материала должно сочетаться с закреплением того, что было изучено ранее.

Рассмотрим уроки права, которые различаются между собой по соотношению структурных звеньев обучения и основной обучающей задаче.

Автор считает, что учитель права может создавать такие формы уроков, которые еще не представлены в науке, а потому нет смысла однозначно трактовать существующую систему типологии учебных занятий по праву.

Уроки вводный и изучения нового материала

Вводный урок предворяет серию учебных занятий и, как правило, проводится первым по курсу. На таком уроке учитель разъясняет особенности изучения учебного предмета, закрепляет интерес обучаемых к познанию права, указывает общие требования, которые будут предъявляться в ходе процесса обучения. На таком уроке можно выявить уровень предшествовавшей подготовки школьников с тем, чтобы скорректировать план дальнейшего обучения. В других случаях целесообразно создавать основания для формирования устойчивого интереса школьников к предмету. С этой целью можно организовать проведение игр, решение интересных правовых казусов и проч.

Урок изучения нового материала целесообразно организовывать в том случае, когда содержание предшествующих тем хорошо усвоено, а новый материал требует особого внимания в силу своей важности, сложности и проч. Указанный тип урока по праву может быть организован в виде школьной лекции, киноурока и проч. В этом случае преобладает именно изучение нового материала.

Специалисты называют их «системой мотивации».

Комбинированный урок по праву

Однако в большинстве случаев в правовом обучении весьма распространены уроки комбинированного типа. Стоит согласиться с исследователями, которые выделяют такие структурные компоненты этих занятий:

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Сущность гражданского воспитания
Прежде чем начать говорить о сущности гражданского воспитания следует остановиться на понятии самого процесса воспитания. Воспитание - целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. Во ...

Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности
По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и тре ...

Лингвистические и психолингвистические основы специальной педагогики
1. Язык — стихийно возникшая в человеческом обществе и постоянно развивающаяся знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Лингвисты рассматривают язык как сложное многоуровневое ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru