Современные проблемы технологического образования школьников

Развитие образования » Изучение методики преподавания технического творчества » Современные проблемы технологического образования школьников

Страница 2

В сложных условиях современного этапа развития школы данная проблема не получила необходимого теоретического и методического обеспечения, что привело к стагнации и, в соответствии с законами развития открытых систем, постепенному разрушению интегративной струюуры технологической подготовки школьников. От нее стали отделяться разделы экономических, информационных, художественно-графических, профориентационных и других технологий, в результате чего образовательная область «Технология» фактически сокращалась до исходного уровня ремесленного трудового обучения в 5-7 классах. Дальнейшее развитие событий в этом направлении может привести к выводу технологии из базисного учебного плана школы и ее переводу на уровень национапьно-регионального или школьного компонентов обучения как продолжение кризиса конца 80 - начала 90-х годов XX века.

В 1992 году разработан государственный базисный учебный план общеобразовательных учебных заведений Российской Федерации. В инвариантной части этого плана, то есть в части, определяющей минимальное количество учебных часов на изучение той или иной области знаний, учебные предметы "Трудовое и профессиональное обучение", а также "Черчение", "Тех-ника как средство жизнедеятельности человека" и некоторые другие трансформированы в образовательную область "Технология", первая программа которой в 1993 году была разработана коллективом под руководством профессоров Симоненко В.Д. и Хотунцева Ю.Л. В 1997 году под руководством В.Д. Симоненко разработана программа образовательной области "Технология" для учащихся І-ХІ классов сельских школ.

Внедрение образовательной области "Технология" осуществляется в острой борьбе. Сторонники трудового обучения, несмотря на его отсталость, ремесленный характер, отстаивают свои догматически консервативные теории, отдельные отдают приоритет технократическому подходу. Именно в этой борьбе отрабатывается подлинно научная теория технологического образования школьников на основе культурологического подхода.

Распад системы технологической подготовки школьников в определенной степени объясняется противоборством интересов различных предметов БУП, которое особенно обострилось в связи с введением ЕГЭ. Но это не единственная причина, если исходить из того, что все дисциплины БУП составляют части единого целого и находятся в постоянном взаимодействии и развитии.

Дело, повидимому, втом, что, сосредоточившись в основном на изучении достаточно узкого круга вопросов, связанных с обработкой конструкционных материалов и сферой быта и не участвуя в реализации задач большей части учебных предметов БУП, «Технология» сама постепенно утратила перспективы занять системообразующие позиции в базовой подготовке учащихся основной школы и профильном обучении старшеклассников, которые она могла обеспечивать в качестве многоплановой практико-ориентированной основы системы общего образования. Одним из важнейших направлений модернизации общего среднего образования признано усиление его практической направленности, и образовательная область «Технология» может сыграть в этом ключевую роль. Однако на сегодняшний день, не оказывая помощи в осуществлении пракгического обучения школьников в иных, кроме бытовой и производственной сферах деятельности, технология передала реализацию этих функций другим дисциплинам, вынужденным в силу своих возможностей решать задачи модернизации образования на традиционных основах теоретического обучения, что фактически и наблюдается в современной школе, а «Технология» практически оказалась отодвинутой на обочину процессов модернизации образования.

Для определения путей выхода из кризиса необходимо обратиться к целям технологической подготовки школьников. В соответствии с положениями государственного образовательного стандарта и других нормативных документов в качестве целей обучения технологии определены подготовка школьников к труду и последующему получению профессии, что согласуется с важнейшими принципами культуросообразности и природосообразности обучения подрастающего поколения.

Обеспечение практической подготовки в соответствии с традициями и культурой общества предполагает первичное трудовое обучение растущего человека на начальном и среднем этапах школы. Система последующего практико-ориентированного обучения должна создавать условия для природосообразного развития школьников в соответствии с их индивидуальными особенностями и интересами. В этой связи технологическая подготовка, особенно на старшей ступени школы, призвана обеспечивать специализированное практико-ориентированное обучение с учетом предпочтений учащихся в различных сферах деятельности и разнообразия предметов труда (природа, человек, знаковая система, техника, художественный образ).

Общетехнологическое обучение школьников в 8 классе дополняется задачами практико-ориентированной предпрофильной подготовки учащихся 9 класса.

На этапе старшей школы (10-11 кл.) имеет место совместное (комплексное) решение задач общеобразовательной практической подготовки и специали-зированной прикладной учебной деятельности в соответствии с выбранным профилем обучения.

Страницы: 1 2 3

Творческие задания как способ мотивации к изучению английского языка
Я проходила педагогическую практику в ГУ «Физико-математическом лицее» во 2 «а» классе. На начальном этапе внедрения творческих заданий мы провели анкетирование. Этот результат зафиксировали в таблице. В течении практики мы использовали творческие задания, в конце практики мы провели точно такое же ...

Диагностика неуспеваемости в учебном процессе начальной школы
Основное место в деятельности учителя, особенно классного руководителя, принадлежит изучению личности учащихся, которое позволяет контролировать ход и темп психического развития каждого школьника, выявлять его индивидуальные особенности и потенциальные возможности, устанавливать особенности классны ...

Психологические требования сферы деятельности к человеку
Психологические требования к профессии юрист. -умение поставить себя на место клиента (юрист не должен, безразлично относится к той или иной проблеме) -эмпатия (умение сочувствовать) -хорошее настроение, самочувствие в процессе работы с людьми, если юрист чувствует недомогание, то он не сможет помо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru