Психологические особенности подросткового возраста в контексте формирования познавательного интереса

Развитие образования » Формирование познавательного интереса у подростков через изучение современных направлений музыки » Психологические особенности подросткового возраста в контексте формирования познавательного интереса

Страница 1

Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью.

В различных науках по-разному представлена возрастная периодизация. Так в медицине подростковый возраст входит в рамки старшего школьного возраста (12-18 лет). Существует несколько других определений рубежей данного возраста. Например, Г. Гримм в возрастной физиологии рамки подросткового и юношеского возраста дифференцирует по половому признаку: мальчики – 13-16 лет; девочки 12-15 лет, а по Дж. Биррену, этот период охватывает с 12 до 17 лет. В классификации Д.Б. Брамлей данный возраст определяется 11-15 годами. На эту же продолжительность, с 11 до 15 лет, указывают авторы лонгитюдного исследовательского института развития человека Калифорнийского университета, а Ж. Пиаже относит к подростковому возрасту детей от 12 до 15 лет.

На наш взгляд, представляется что, наиболее адекватно очерчены границы подросткового возраста в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой, в отличие от всех выше упомянутых периодизаций, акцент делается не на физическое развитие организма, а на появление новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. Границы подросткового возраста в данной периодизации устанавливаются между 10-15 годами, и ведущим типом деятельности, наряду с учением, а зачастую и опережая его, становится общение [ 20, с. 7].

Подростковый возраст рассматривается не как отдельно взятый этап, а в динамике развития, поскольку без знания закономерностей развития ребенка в онтогенезе, противоречий, составляющих силу этого развития, невозможно выявить психические особенности развития подростка и тем самым выработать психологические рекомендации по его воспитанию. Как и любой другой переход к новому виду деятельности, подростковый возраст сопровождается кризисом, который, по мнению Л.И. Божович, связан с возникновением нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростков способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую только ей присущими качествами [ 2]. Это порождает у них стремление к самоутверждению, самовыражению (проявлению себя в тех качествах, которые он считает наиболее ценными) и самовоспитанию. Д.Б. Эльконин называет среди объектов познавательной деятельности в подростковый период основы наук и систему отношений, что обусловлено качественными новообразованиями этого возраста: стремление к «взрослости» [13, с. 106].

Вопросы формирования потребности не только познать самого себя, а также потребности в познании основ наук, учебных задач, активизации учения подростков относятся к числу наиболее значимых проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении в этот период имеет определенное значение, т.к. обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания школьников. В обучении особенный акцент ставится в современной педагогике на собственную деятельность учащегося по поиску, осознанию и переработке новых знаний. При этом образованность, понимаемая сегодня не как многознание и владение набором профессиональных навыков, а как развитость разнообразных способностей системного характера, высокая степень их продуктивности, предполагает моделирование такой системы образования, в которой главенствующую роль играли бы не традиционная трансляция знаний, а создание условий для максимально возможного формирования конкретной личности. Процесс формирования познавательных интересов подростков может быть более эффективен, если станет рассматриваться одним из приоритетных направлений совершенствования целостного учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях и будет включать научное знание о различных стратегиях усвоения учебного материала подростками.

Страницы: 1 2 3

Организация, проведение и основные результаты подготовительного этапа эксперимента
Подготовительный этап эксперимента был проведен во вторых классах средней образовательной школы № 56 ст. Варениковской. Классный руководитель 2 «А» - Бабич Г.В. Количество учащихся в классе – 23 человека: девочек – 13, мальчиков – 10. Классный руководитель 2 «Б» - Ткаченко Л.Г. Количество учащихся ...

Использование творческих заданий при изучении графического и текстового редакторов
В данном параграфе будут рассмотрены творческие задания при изучении графического и текстового редакторов, примеры творческих работ, которые можно дать ученикам на выполнение при изучении данных тем. На изучение графического редактора, как правило, отводится от 5 до 8 часов, приблизительно столько ...

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Навигация

Copyright © 2018 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru