Методика проведения формирующего эксперимента

Страница 1

Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское.

Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуального и дифференцированного подхода, с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических особенностей детей, от простого к сложному.

За основу была взята структура занятий по изобразительной деятельности, предложенная И.А. Грошенковым [], которая, включает вводную, основную и заключительную части. Занятия проводились во второй половине дня, два раза в неделю, в течении трех месяцев (март, апрель, май).

В процессе обучения в качестве основных использовались следующие методы:

Наглядные методы:

- показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные методы:

- анализ выполненных работ;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).

Практические методы:

- обучение способам нетрадиционного изображения;

- индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения, дидактические игры.(т.к. этот специально организованный вид деятельности дошкольника в ходе которого решаются образовательные задачи и приобретаются определенные умения и навыки).

Наш эксперимент состоял из трех этапов:

Подготовительный этап формирующего эксперимента заключался в подборе материала для составления планов-конспектов для проведения занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников с ЗПР. При подборе материала учитывались особенности развития и уровни сформированности творческих способностей у изучаемой категории детей. Нами был составлен календарно-тематический план (приложение 2), которым мы руководствовались в ходе всего эксперимента.

Основной этап обучающего эксперимента –проведение занятий по изобразительной деятельности с целью формирования творческих способностей. В состав входили два блока:

Занятия по развитию наблюдательности, умению анализировать и сравнивать.

Занятия по развитию фантазии, творческого воображения словесного творчества, обогащения эмоционально волевой сферы.

Заключительный этап обучающего эксперимента – анализ результатов.

За основу была взята программа Шевченко. Структура занятий: вводная, основная и заключительная части. Основные методы: беседа, наблюдение, практические действия.

Основной этап формирующего эксперимента был разделен на два периода, продолжительность каждого полтора месяца.

Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию рисования нетрадиционными техниками изображения имеет создание развивающей среды На занятиях по изобразительной деятельности мы рекомендуем использовать музыкальные произведения, поэтому в группе должен быть CD с музыкой различного характера, настроения. При проведении занятий необходимо соблюдать ряд гигиенических правил: помещение должно быть достаточно освещено, спектр излучения искусственных источников приближен к спектру дневного света. Следует следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку. На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи: учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного изображения;

учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

Страницы: 1 2 3 4 5

Основные методы обучения праву
На протяжении многих лет специалисты в области методики пытаются разобраться в том, как учить современного школьника. И чем больше мы узнаем об этом, тем большее количество вопросов у нас возникает. Именно методика обучения праву дает ответы на сложные вопросы практики, разработав систему методов о ...

Понятие о воспитании коллектива
Основоположниками теории коллектива являются А. С. Макаренко и Л. С. Выготский. Краеугольным камнем теории коллектива являются следующие 4 положения: 1. Коллектив не является протой суммой, конгломератом отдельных личностей, это особое образование, которое, будучи раз созданным, формирует личности ...

Использование речи как регулятора поведения
В норме уже полутора двухлетний ребенок подчиняет свои действия простейшим словесным инструкциям взрослых. По мере его развития эта деятельность усложняется. Кроме того, ребенок начинает делать первые обобщения, которые служат ему руководством к действию. В дальнейшем такие приказы дети с нормальны ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru