Методика проведения формирующего эксперимента

Страница 1

Для проведения обучающего эксперимента была взята экспериментальная группа старших дошкольников с задержкой психического развития в возрасте от 6 до 7 лет, ДОУ Компенсирующего вида № 5 в городе Усолье-Сибирское.

Занятия проводились на основе принципов систематичности, последовательности, индивидуального и дифференцированного подхода, с учетом возрастных, психомоторных, двигательных, психологических особенностей детей, от простого к сложному.

За основу была взята структура занятий по изобразительной деятельности, предложенная И.А. Грошенковым [], которая, включает вводную, основную и заключительную части. Занятия проводились во второй половине дня, два раза в неделю, в течении трех месяцев (март, апрель, май).

В процессе обучения в качестве основных использовались следующие методы:

Наглядные методы:

- показ способов действия с инструментами и материалами.

Словесные методы:

- анализ выполненных работ;

- объяснение способов действия с инструментами и материалами;

- использование художественного слова (стихи, загадки, пословицы).

Практические методы:

- обучение способам нетрадиционного изображения;

- индивидуальный подход к детям с ЗПР с учетом особенностей их психики, эмоционального и интеллектуального развития;

Игровые методы:

- сюрпризные моменты, игровые ситуации;

- пальчиковые игры, динамические упражнения, дидактические игры.(т.к. этот специально организованный вид деятельности дошкольника в ходе которого решаются образовательные задачи и приобретаются определенные умения и навыки).

Наш эксперимент состоял из трех этапов:

Подготовительный этап формирующего эксперимента заключался в подборе материала для составления планов-конспектов для проведения занятий по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческих способностей старших дошкольников с ЗПР. При подборе материала учитывались особенности развития и уровни сформированности творческих способностей у изучаемой категории детей. Нами был составлен календарно-тематический план (приложение 2), которым мы руководствовались в ходе всего эксперимента.

Основной этап обучающего эксперимента –проведение занятий по изобразительной деятельности с целью формирования творческих способностей. В состав входили два блока:

Занятия по развитию наблюдательности, умению анализировать и сравнивать.

Занятия по развитию фантазии, творческого воображения словесного творчества, обогащения эмоционально волевой сферы.

Заключительный этап обучающего эксперимента – анализ результатов.

За основу была взята программа Шевченко. Структура занятий: вводная, основная и заключительная части. Основные методы: беседа, наблюдение, практические действия.

Основной этап формирующего эксперимента был разделен на два периода, продолжительность каждого полтора месяца.

Большое значение для организации коррекционно-педагогической работы по развитию рисования нетрадиционными техниками изображения имеет создание развивающей среды На занятиях по изобразительной деятельности мы рекомендуем использовать музыкальные произведения, поэтому в группе должен быть CD с музыкой различного характера, настроения. При проведении занятий необходимо соблюдать ряд гигиенических правил: помещение должно быть достаточно освещено, спектр излучения искусственных источников приближен к спектру дневного света. Следует следить за тем, чтобы дети сохраняли правильную осанку. На занятиях по рисованию с использованием нетрадиционных техник изображения решаются общеобразовательные, коррекционные и воспитательные задачи: учить видеть связь между предметами, располагать их в определенном порядке, создавая сюжет;

ознакомить с нетрадиционными техниками изображения;

учить самостоятельному использованию различных материалов для создания выразительного изображения;

учить планировать свою деятельность, организовывать рабочее место, подбирать необходимое оборудование, определять последовательность действий;

учить формировать предварительный замысел и реализовывать его;

развивать творческое воображение, зрительно-двигательную координацию, мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, психические процессы: восприятие, память, внимание, мышление, связную устную речь;

Страницы: 1 2 3 4 5

Воображение как фактор системы музыкального восприятия
В исполнительской и педагогической практике уже давно установилось представление о музыкальности как главном свойстве специфической одаренности. Выступая как доминирующее свойство личности, музыкальность существенно влияет на поведение, интересы, склонности – все стороны психической деятельности ин ...

Подписание Болонского соглашения
Фундамент для подписания Болонского соглашения был заложен Сорбонской декларацией, которую 25 мая 1998 года на юбилее Парижского университета подписали министры образования Франции, Германии, Италии и Великобритании. В "Совместной декларации о гармонизации структуры системы европейского высшег ...

Предпосылки к профессионально-педагогической деформации личности
По источнику присутствия предпосылок деформации делят на личностные и профессиональные. Соответственно личностные деформации возникают на почве индивидуальных особенностей личности тем или иным образом, проявляющимся в профессии, а профессиональные деформации обусловлены особенностями условий и тре ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru