Роль разговорной речи в общем развитии, обучении и воспитании глухих детей

Развитие образования » Развитие разговорной речи глухих учащихся первого класса » Роль разговорной речи в общем развитии, обучении и воспитании глухих детей

Страница 1

Чтобы определить роль развития разговорной речи для учащихся 1-ого класса рассмотрим как освещены проблемы развития речи, в том числе и разговорной, в сурдрпедагогике и сурдопсихологии.

Диалогическая, или разговорная, речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими собеседниками. На первоначальном этапе развития слышащие дети овладевают языком на основе диалогической речи (А.М. Леушина, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец и др.). Д.Б. Эльконин объясняет этот факт тем, что «деятельность ребенка еще не отделена в своих существенных звеньях от деятельности взрослых. Диалог является как бы частью совместной деятельности ребенка со взрослыми».1 Речь ребенка в этот период состоит из ответов на вопросы взрослого, вопросов ко взрослому в связи с трудностями возникающими в ходе деятельности, а также требований об удовлетворении своих потребностей.

Овладение речевым общением начинается с использования ребенком отдельных предложений разных типов, в основной побудительных, которыми он овладевает по подражанию. Позже в его речи появляются вопросительные и повествовательные предложения.

Обучение глухих учащихся языку в начальных классах также начинается с развития диалогической речи – как наиболее им доступной и естественной для организации непосредственного словесного общения учителя с классом и детей между собой.

Особенности диалогической речи широко освещены в психологической и лингвистической литературе (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.К. Маркова, О.Б. Сиротина, Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский и др.).

Обучение разговорной речи должно занимать одно из центральных мест в учебном плане учащихся первого класса. Это объясняется тем, что глухие дети без специального обучения не могут овладеть языком, т.к. не слышат речи и не могут, как слышащие дети, подражая взрослым овладеть ею.

Обучение разговорной, а затем связной речи решает основную задачу – формирование речи как средства общения (Зикеев А.Г., 1984г.).

Беседы, связанные с деятельностью учащихся, их впечатления и наблюдения способствуют развитию творческой активности и формирования у детей навыка быстро реагировать на речь собеседника, участвовать в общем разговоре. Дети учатся излагать свои мысли, желания, стремления в нескольких предложениях, а со временем, и развернутым сообщением в виде монолога о пережитом и увиденном, проделанной работе, просмотренном фильме, прочитанном рассказе, обо всем, что происходит в жизни ребенка. Все это дети учатся выражать устно и письменно (Зыков С.А., 1977г.).

Особое значение в развитие разговорной речи глухих имеет деятельность учителя, состоящая в том, чтобы помочь учащимся найти нужную речевую форму, стимулировать их к более активному поиску слов и способов высказывания. Здесь можно выделить несколько направлений: своевременная проверка понимания детьми отдельных слов и выражений, употребляемых ими в речи; побуждение к разным вариантам выражения одних и тех же мыслей; обеспечение обогащения и усложнения речи детей новыми словами и грамматическими структурами; связь употребляемого в данный момент речевого материала с тем, который уже имеется в речевом опыте ученика; побуждение учащихся класса следить за речью товарища, исправлять недочеты в ней, повторять и запоминать наиболее удачно сказанные слова и выражения, сочетание работы по развитию разговорной речи детей с расширением их кругозора и воспитанием самостоятельности.

Работая над развитием у детей диалогической речи, педагог совершенствует все стороны устной речи: содержание и правильное его оформление, точность и скорость слухо-зрительного восприятия, правильность произносительной стороны (дыхание, голос, ударение, произнесение звуков и их сочетаний).

Использование усовершенствованных упражнений, дидактических игр в работе по развитию речи на начальном этапе обучения в школе создает благоприятную атмосферу для наилучшего овладения ею, повышает активность и интерес учащихся. Это неоднократно подчеркивалось ведущими сурдопедагогами в литературе, а также подтверждено практикой работы в школе глухих.

На основе развития разговорной речи в дальнейшем будет строиться и развитие других форм речи: в монологической (связной) речи. письменной и т.д.

Следовательно, чем эффективнее будет происходить развитие диалогической речи, тем лучше будет развита связная и письменная речь, которая в свою очередь тоже имеет ряд свих особенностей.

Монологическая (связная) речь – более позднее образование и формируется на базе разговорной. Школьные монологи – это рассказ по картине или серии картин, по личным наблюдениям, описание событий, выступление, изложение прочитанного текста, письменные сочинения и т.д. Подробная характеристика связной речи дана А.А. Леонтьевым1.

Многие исследования (Ладыжевская Т.Л., Львов М.Р. и др2.) показывают, что связанная речь глухих учащихся начальных классов в целом развивается по тем же критериям, что и речь слышащих школьников: степень раскрытия темы, количество и развернутость микротем, логика высказывания, количество речевых и грамматических ошибок. Вместе с тем выявлен ряд особенностей в развитии связанной речи глухих детей. Для высказывания учащихся 1-2 классов, особенно письменных, характерно частое отсутствие или неполнота отдельных микротем, а следовательно и неполное раскрытие темы. Отсутствие в высказываниях отдельных микротем приводит к нарушению логики рассказа, к пропускам при изложении событий. В высказываниях учащихся имеются нарушения последовательности событий, ошибки в установлении причинно-следственных связей между событиями.

Страницы: 1 2

Развитие детей в возрасте 5-7 лет
Для развития детей шестого и седьмого года жизниспециалисты рекомендуют использовать такие методы и средства, как игровая деятельность; физическая нагрузка и упражнения; использование конструктировов и проектирование моделей. Естественно, при планировании упражнений для детей такого возраста задани ...

Основные направления работы над предложением на уроках развития речи в школе для слабослышащих
Усвоение лексики и овладение выражением смысловых отношений протекают в процессе развития связной речи, прежде всего в составе предложений различных функциональных типов и конструкций. Что касается первой характеристики, то имеются в виду различия предложений по цели (функции) высказывания: побудит ...

Особенности профессионально-педагогической деформации личности
профессиональный педагогический деформация личность Педагогическая деятельность «богата» профессиональными деформациями личности, характерными только для данного вида деятельности. Это обусловлено как принадлежностью педагогической профессией к социономической группе, так и теми особыми требованиям ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru