Современные проблемы технологического образования школьников

Развитие образования » Методика изучения раздела "Художественно-прикладное творчество 10 класс" » Современные проблемы технологического образования школьников

Страница 1

Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса.

Одним из важнейших и необходимых условий решения обозначенных ранее задач технологической подготовки учащихся является кадровое обеспечение системы образования. Изучение процессов современной общеобразовательной школы указывает на повышение возрастного уровня и замедление роста образовательного ценза преподавательского состава, а так же другие негативные явления.

Причинами этого являются: существующий уровень оплаты педагогического труда, составляющий около половины среднего уровня средней заработной платы с тенденцией дальнейшего относительного понижения, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров, продолжение трудовой деятельности учителей пенсионного возраста.

В современных экономических условиях относительно высокий образовательный и интеллектуальный потенциал выпускников высшей школы позволяет им реализовать свои возможности в непрофильных сферах экономики. Существующая конъюнктура рынка труда приводит к дальнейшей феминизации общеобразовательной школы.

Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования [1].

Исходя из работ А.А. Карачева, преподавателя Московского педагогического государственного университета, наиболее актуальной на сегодняшний день проблемой технологического образования является низкая степень развития и систематизации документальной базы образовательной области «Технология».

С одной стороны в течение нескольких лет ведущими специалистами предметных областей разрабатывается Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. Который проходит многократные обсуждения в регионах и научных институтах, в результате чего он постоянно совершенствуется, а с другой Министерство образования предлагает все новые проекты Федерального базисного учебного плана и примерные учебные планы для образовательных учреждений, не увязывая последние с содержанием разрабатываемых Обязательных минимумов содержания по отдельным дисциплинам.

В этих условиях положение образовательной области «Технология» (ООТ) стало просто катастрофическим. Учебные часы ООТ не только подверглись наибольшему сокращению в сравнении с другими предметами, но в новых вариантах учебных планов она вообще исключена из 9 класса и 10-11 классов школ не технологического профиля. В случае принятия обсуждаемого проекта Базисного учебного плана (опубликован в Учительской газете в августе 2003 г.) можно ожидать только деградации ООТ с соответствующими последствиями для экономического развития России. В качестве основных причин, позволяющих сделать столь категоричный вывод можно назвать следующие:

1. Невозможность достижения целей технологического образования школьников и реализации заложенного в «Минимуме» содержания технологического образования, которое отобрано с учетом психолого-педагогических особенностей школьников всех возрастов и опирается на научные знания, закладываемые предметами, прежде всего, естественнонаучного цикла. Изучаемые технологии сведутся, в основном, к технологиям ручного труда, что не отвечает ни потребностям общества, ни образовательным запросам современных школьников.

2. Снижение статуса предмета и соответственно учителя в общеобразовательной школе, отсутствие возможности для проведения профессиональной ориентации в 9 классе сделают еще менее престижными профессии в сфере материального производства, обострят проблему подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования, поставят под сомнение последующий выбор учащимися технологического профиля обучения.

3. Следствием снижения статуса учителя технологии будет падение престижности специальности - Технология и предпринимательство и соответственно деградация одноименных факультетов в педагогических вузах, а также массовый уход из школы еще остающихся там мужчин - учителей технологии.

4. Отсутствие технологии в старших классах школы сделает невостребованным наиболее сложное технологическое оборудование, что приведет к разрушению еще сохранившейся учебно-материальной базы предмета.

5. Произойдет резкое падение графической грамотности учащихся, основные элементы которой наиболее эффективно формируются в 8-11 классах общеобразовательной школы, что создаст серьезные проблемы для инженерно-технических вузов. Последние ощущают эти проблемы уже сегодня из-за отмены черчения во многих общеобразовательных школах.

Страницы: 1 2 3

Организационно-методические основы учебного процесса
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Он является важной и необходимой составной частью обучения. От его правильной постановки во многом зависит эффективность учебно-познавательной деятельности обучающихся. С помощью контроля преподаватель осуществляет «обратную связь» в обучении, ...

Консультация для педагогов «История подвижных игр»
Еще в древние времена игры носили не только развлекательный, но и лечебный характер. Было замечено, что лучшее лекарство от всех недугов - это игра. Один из наиболее известных врачей древности - римский врач Клавдий Гален рекомендовал своим пациентам вместо лекарств игру в мяч. Не опровергает этот ...

Воспитательная роль сочинений и изложений
С о ч и н е н и я в школе занимают особое место: им в известной степени подчинены другие речевые упражнения. Начинаясь в I классе в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов, сочинение постепенно перерастает в серьезную умственную работу, планируемую учителем. Сочинения и рассказы ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru