Современные проблемы технологического образования школьников

Развитие образования » Методика изучения раздела "Художественно-прикладное творчество 10 класс" » Современные проблемы технологического образования школьников

Страница 1

Возможности реализации целей технологического образования связаны с обеспечением активности образовательного пространства на основе научно- методического, кадрового, материально-технического обеспечения и управления развитием педагогического процесса.

Одним из важнейших и необходимых условий решения обозначенных ранее задач технологической подготовки учащихся является кадровое обеспечение системы образования. Изучение процессов современной общеобразовательной школы указывает на повышение возрастного уровня и замедление роста образовательного ценза преподавательского состава, а так же другие негативные явления.

Причинами этого являются: существующий уровень оплаты педагогического труда, составляющий около половины среднего уровня средней заработной платы с тенденцией дальнейшего относительного понижения, сокращение рабочих мест и вакансий для притока новых педагогических кадров, продолжение трудовой деятельности учителей пенсионного возраста.

В современных экономических условиях относительно высокий образовательный и интеллектуальный потенциал выпускников высшей школы позволяет им реализовать свои возможности в непрофильных сферах экономики. Существующая конъюнктура рынка труда приводит к дальнейшей феминизации общеобразовательной школы.

Снижение притока молодых педагогических кадров и увеличение доли работающих пенсионеров приводят к замедлению развития системы образования в целом и технологического обучения в частности и возрастанию противоречий между уровнем растущих образовательных потребностей учащихся и возможностями их удовлетворения в системе общего образования [1].

Исходя из работ А.А. Карачева, преподавателя Московского педагогического государственного университета, наиболее актуальной на сегодняшний день проблемой технологического образования является низкая степень развития и систематизации документальной базы образовательной области «Технология».

С одной стороны в течение нескольких лет ведущими специалистами предметных областей разрабатывается Проект федерального компонента государственного стандарта общего образования. Который проходит многократные обсуждения в регионах и научных институтах, в результате чего он постоянно совершенствуется, а с другой Министерство образования предлагает все новые проекты Федерального базисного учебного плана и примерные учебные планы для образовательных учреждений, не увязывая последние с содержанием разрабатываемых Обязательных минимумов содержания по отдельным дисциплинам.

В этих условиях положение образовательной области «Технология» (ООТ) стало просто катастрофическим. Учебные часы ООТ не только подверглись наибольшему сокращению в сравнении с другими предметами, но в новых вариантах учебных планов она вообще исключена из 9 класса и 10-11 классов школ не технологического профиля. В случае принятия обсуждаемого проекта Базисного учебного плана (опубликован в Учительской газете в августе 2003 г.) можно ожидать только деградации ООТ с соответствующими последствиями для экономического развития России. В качестве основных причин, позволяющих сделать столь категоричный вывод можно назвать следующие:

1. Невозможность достижения целей технологического образования школьников и реализации заложенного в «Минимуме» содержания технологического образования, которое отобрано с учетом психолого-педагогических особенностей школьников всех возрастов и опирается на научные знания, закладываемые предметами, прежде всего, естественнонаучного цикла. Изучаемые технологии сведутся, в основном, к технологиям ручного труда, что не отвечает ни потребностям общества, ни образовательным запросам современных школьников.

2. Снижение статуса предмета и соответственно учителя в общеобразовательной школе, отсутствие возможности для проведения профессиональной ориентации в 9 классе сделают еще менее престижными профессии в сфере материального производства, обострят проблему подготовки кадров в системе начального и среднего профессионального образования, поставят под сомнение последующий выбор учащимися технологического профиля обучения.

3. Следствием снижения статуса учителя технологии будет падение престижности специальности - Технология и предпринимательство и соответственно деградация одноименных факультетов в педагогических вузах, а также массовый уход из школы еще остающихся там мужчин - учителей технологии.

4. Отсутствие технологии в старших классах школы сделает невостребованным наиболее сложное технологическое оборудование, что приведет к разрушению еще сохранившейся учебно-материальной базы предмета.

5. Произойдет резкое падение графической грамотности учащихся, основные элементы которой наиболее эффективно формируются в 8-11 классах общеобразовательной школы, что создаст серьезные проблемы для инженерно-технических вузов. Последние ощущают эти проблемы уже сегодня из-за отмены черчения во многих общеобразовательных школах.

Страницы: 1 2 3

Цели и задачи экологического образования дошкольников
Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос ак ...

Преимущество деятельностного метода обучения Петерсон Л.Г
Основателем деятельностного метода является Петерсон Людмила Георгиевна, российский педагог, доктор педагогических наук, директор центра «Школа 2000». Научной психолого-педагогической базой работы Центра является дидактическая система деятельностного метода «Школа 2000 .», получившая в последние го ...

Методика проведения обобщающих уроков
Обобщающий урок физики - это целостная система, состав и структура компонентов которой отличаются от всех других видов и типов уроков. Во-первых, целью обобщающего урока является обобщение знаний учащихся. На таком уроке элементы знания определенной темы или раздела курса физики должны быть предста ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru