Музейная педагогика как научная дисциплина

Страница 2

Один из ведущих научно - практических центров по музейной педагогике возник в Алмате в 1990 году на базе кафедры музейного дела Института (в настоящее время Академии) переподготовки работников искусства, культуры и туризма (ИПРИКТ) и получил название творческая лаборатория «Музейная педагогика».

Ее целью явилось:

Изучение и обобщение лучшего опыта музеев, как отечественных, так и зарубежных;

Популяризация культурного наследия, выявление новых тенденций в культурно-образовательной деятельности музеев, изучение и разработка новых методов, форм, приемов, направлений работы с конкретными категориями музейной аудитории, а так же новых организационных структур, программ, проектов в области музейно- педагогической деятельности.

В составе творческой лаборатории - ведущие специалисты музейно- педагогической деятельности как теоретики, так и практики, представляющие исследовательские и музейные организации разных территорий Казахстана, руководит лабораторией Ибраев И.М..

В задачи лаборатории входят:

· Теоретические обобщения практической работы музеев с посетителями;

· Использование материалов лаборатории в подготовке музейных специалистов на кафедре музейного дела;

· Выявление новых перспективных тенденций в работе с музейной аудиторией и анализ их в условиях конкретной историко-социальной среды;

· Разработка новых образовательных моделей отечественных музеев с ориентацией на российские особенности и зарубежный опыт;

· Издание работ участников лаборатории и материалов конференций с целью популяризации актуальных и перспективных программ, проектов, а также новых организационных структур, аккумулирующих процессы интеграции, способствующих решению культурных, образовательных задач социума, использование их в учебных курсах дисциплин по проблемам культурологи, музееведения, музейной педагогики на кафедре музейного дела;

· Профессиональное общение специалистов этого направления, способствующее его динамическому развитию.

Постоянной формой работы творческой лаборатории являются ежегодно проводимые научно-практические конференции в разных областях Казахстана на базе музеев, имеющих высокий культурный потенциал, творческий опыт работы с аудиторией, «открытых» к новым поискам. В настоящее время накоплен опыт проведения 12 конференций (Костанай, Караганда, Челябинск, Петропавловск, Павлодар и др.). Они вызвали значительный резонанс в музейной среде, что объясняется дефицитом профессионального общения, резким сокращением в последние годы встреч музейных работников, возрастающей ролью музеев как хранителей культурного наследия, малым количеством публикаций, посвященных проблемам музейной педагогики, методам, приемам работы с публикой, новым культурным проектам. На каждой конференции рассматривается спектр проблем культурно-образовательной деятельности научного, методического, содержательного характера. Постановка теоретических проблем логично сочетается с практическими занятиями на базе музеев, проводимых сотрудниками этих музеев, а в ряде случаев и специалистами из музеев других городов.

Для работы музейных педагогов характерен комплексный междисциплинарный подход, направленный на создание системы работы с детьми и подростками в тесном взаимодействии с педагогами детских садов, школ, учреждений среднего специального и высшего образования, а также разработку теоретических проблем музейной педагогики.

Основание казахстанских научно- практических центров, занимающихся проблемами музейной педагогики, в настоящее время является организационной базой для ее дальнейшего развития, профессиональным объединением специалистов различных профилей, возможностью для обмена опыта с зарубежными коллегами.

Из вышесказанного видно, что теоретическая база музейной педагогики находится в настоящее время в стадии формирования, причем не только в казахстанском музееведении, которое относительно недавно оперирует ее категориями, но в зарубежных странах. Процесс становления музейной педагогики в качестве научной дисциплины далек от завершения, формулировка основных вопросов теории оказалась на уровне эмпирических рассуждений, должного внимания не уделялось понятийному аппарату. Практической потребностью остается объективное познание закономерностей ее развития, интердисциплинарных связей, формирование научного аппарата. Очевидно, решать эти проблемы в нашей стране предстоит созданным в начале 1990-х годов научно- практическим центрам музейной педагогики.

Страницы: 1 2 3

Особенности при овладении навыками связной речи
Характеризуя состояние связной речи умственно отсталых детей, необходимо отметить, что в отличие от детей с нормальным развитием, у которых эта форма речи появляется еще в дошкольном возрасте, умственно отсталые дети без специального обучения не в состоянии овладеть навыками связного высказывания. ...

Разработка программы элективного курса «компьютерное моделирование и изготовление изделий на станках с ЧПУ» для учащихся 10-11 классов
В настоящее время присутствует избыток специалистов экономического и управленческого направлений, а инженерного и технического направлений наоборот, острая нехватка. Технологическому обучению в средней школе уделяется крайне мало времени. Поэтому основной задачей элективных курсов является предпроф ...

Идея приоритета положительной обратной связи
Проблема построения в школе адаптивной образовательной среды с неизбежностью ставит вопрос о критериях оценки деятельности школы. Приоритетным критерием оценки работы школы до сих пор остаются конечные результаты ее деятельности: • состояние здоровья учащихся; • обученность учащихся; • обучаемость ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru