Обозначенная в работе проблема и осуществленное теоретическое её обоснование привели к выводу о необходимости исследования предпосылок к профессионально-педагогической деформации личности, проявляющихся во время первого педагогического опыта.
Существует прямая зависимость между уровнем психолого-педагогической подготовленности студента и вероятностью проявления предпосылок к профессиональным деформациям личности педагога. То есть чем лучше студент профессионально готов к моменту прохождения педагогической практики, тем ниже вероятность проявления предпосылок к профессиональным деформациям. Оценка педагогической подготовленности студента должна ориентироваться на профессиональный портрет личности педагога.
В процессе выполнения исследования необходимо выполнить ряд задач:
определить платформу для исследования;
выбрать методики, которые будем использовать в исследовании;
организовать исследование;
обработать и интерпретировать результаты исследования.
Разработка концепции исследования отталкивается от понимания того, что педагогическая практика как системообразующий элемент процесса подготовки студента к профессиональной деятельности актуализирует полученные им знания умения и навыки, требует их единовременного применения в системе. И отчетливо выявляет тем самым элементы компонентов педагогической деятельности, которые не имеют достаточного уровня сформированности.
Следовательно, концепция исследования основана на следующих позициях:
- к моменту выхода на первую педагогическую практику у студента должно быть сформировано все три компонента: когнитивный, деятельностный, личностный, соответствующие портрету выпускника. Показателем высокой готовности по данным компонентам будет успешная, без затруднений, деятельность студента во всех трёх областях;
- затруднения, возникающие у студента при реализации педагогических обязанностей во время педагогической практики, указывают на элементы компонентов педагогической деятельности, которые не имеют достаточного уровня сформированности. Следовательно, факторы относящиеся к проявившемуся «слабому месту» компонентов педагогической деятельности будут способствовать возникновению предпосылки к профессиональной деформации личности;
- основной составляющей структуры личности педагога является его педагогическая направленность, которая в основном определяет успешность деятельности педагога, в том числе его способность работать над собой для совершенствования в профессии и устранения предпосылок к негативным изменениям в личности.
Исходя из написанного выше, методологически исследование обеспеченно таким образом, чтобы выявить у студентов прошедших педагогическую практику: общие впечатления прошедшей практики; затруднения, возникшие в ходе педагогической практики; направленность на дальнейшую педагогическую деятельность; особенности проявления личности студента в ходе педагогической практики. Затруднения, которые проявятся в ходе педагогической практики, покажут уровень подготовленности к педагогической деятельности, а точнее «пробелы» в ней.
Факторы, влияющие на неуспеваемость учащихся младшего
школьного возраста
В основе неуспеваемости в школе всегда лежит не одна причина или фактор, а несколько, и часто они действуют в комплексе. Вопреки распространенному мнению неуспеваемость школьников далеко не всегда объясняется низкими умственными способностями или нежеланием учиться. В педагогической практике при от ...
Роль театрализованной игры в формировании межличностных отношений старших
дошкольников
Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций (А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьсв, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.). [5] Театрализованная игра как один из ее видов является эффективным средством социализации дошкольника в процессе осм ...
Общепрофессиональные навыки и личностные качества социального педагога
Высокие требования к профессиональному уровню и личностным качествам социального педагога обусловлены особенностями его работы с семьей, находящейся в кризисной ситуации, необходимостью у него завоевать доверие и расположить к себе всех её членов. Для этого он должен обладать такими профессионально ...