Болонский процесс в России

Страница 1

19 сентября 2003 г. в Берлине на совещании министров образования Европы к Болонской декларации о формировании единого европейского пространства высшего образования присоединилась Россия. В Берлинское коммюнике была внесена соответствующая запись: «Министры приняли решение о принятии заявлений Албании, Андорры, Боснии и Герцеговины, Ватикана, России, Сербии и Монтенегро, "бывшей Республики Югославии Македонии" на членство, увеличивая, таким образом, число участников до 40 европейских стран. Министры признают, что членство в Болонском процессе подразумевает существенные изменения и реформы для всех подписавшихся стран».

С 2004 г. началось формирование организационной, нормативной, методической основ участия России в Болонском процессе.

Минобрнауки РФ в 2004 г. сформировало Группу по осуществлению Болонских принципов в России. Основными направлениями деятельности Группы являются: анализ хода реализации Болонских принципов в развитии высшего профессионального образования в РФ; выработка рекомендаций по осуществлению Болонских принципов в РФ и Европе; координация деятельности федеральных органов управления высшим профессиональным образованием РФ по развитию Болонского процесса в России.

В 2005 г. приказом Минобрнауки был утвержден "План мероприятий по реализации положений Болонской декларации в системе высшего профессионального образования Российской Федерации на 2005-2010 годы", а также возложены на Национальный фонд подготовки кадров функции координации по реализации основных задач развития системы высшего профессионального образования в Российской Федерации в соответствии с Болонской декларацией.

Также в 2005 году были определены головные вузы и организации в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией и вузы, координирующие в федеральных округах РФ реализацию основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией.

Болонский процесс – это типичный феномен постмодернизма, имеющий отношение к внутренней и внешней политике. Он глубоко затрагивает общественные, политические и экономические структуры, влияет на интересы отдельных людей, их сообществ и государства. Внутренние интересы России в приложении к Болонскому процессу связаны с общим комплексом задач в области модернизации, стоящих перед Россией сегодня. Они включают:

- реформу высшего образования, нацеленную на приведение высшей школы России к стандартам и требованиям информационного века и мирового рынка;

- повышение конкурентоспособности российской экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, освобождение от российской зависимости от экспорта природных ресурсов («голландская болезнь») и переход к экономике знаний, производящей товары и услуги с высокой добавленной стоимостью;

- либерализацию, перевод на рыночные рельсы и дерегулирование экономической и социальной сфер в России, ограничение избыточного влияния государства, освобождение общества от патернализма и паразитического отношения к государству;

- общественный плюрализм, развитие независимых общественных институтов (университетов, академических ассоциаций), гражданского общества и «третьего сектора»;

- охранение национально-культурной и образовательной идентичности, традиций российской высшей школы;

- воспитание нового поколения элиты, которая станет российской по наследию и культурной принадлежности и глобальной по уровню компетенции и перспективам.

В широком смысле слова основные внутренние интересы России в Болонском процессе связаны с тем, что он непосредственно влияет на общий комплекс проводимых экономических, социальных и административных реформ. Болонский процесс оказывает прямое воздействие на реформу высшего образования, реформы рынка труда (структурирование и дифференциация рынка требуют дифференциации рабочей силы, т.е. предложения трех степеней компетентности – бакалавра, магистра и доктора (Ph.D.)) и реформу общественного сектора (создание независимых университетов и ассоциаций). Косвенно Болонский процесс оказывает воздействие на бюджетную реформу (модернизация системы финансирования высшего образования и повышение ее финансовой устойчивости) и административную реформу (сокращение регулирующей роли государства в сфере высшего образования).

Страницы: 1 2

Конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала специалистов культуры
Успех работы дома культуры определяется уровнем квалификации специалистов, степенью сплоченности творческой команды, работающей на одну идею. Стратегически мыслящие руководители понимают, что повышение уровня квалификации персонала сегодня является ключевым условием роста конкурентноспособности. Об ...

Направления воспитывающей деятельности, способствующие гармоничному развитию личности ребенка 7-10 лет
Исходя из реальных функций, возможностей школы самбо, можно обозначить направления воспитывающей деятельности: учебно-тренировочные занятия; психологическое сопровождение; социально-педагогическая поддержка; организационно-массовая работа. В современной жизни, как никогда ранее, физическая культура ...

Социальное познание: сущность понятия
Любое познание, в строгом смысле слова, является социальным, поскольку оно протекает в обществе. Следует отметить, что человек, являющийся субъектом познания, - существо социальное; на его познавательную деятельность воздействуют и социальные качества, и духовно-психологические состояния. Тем не ме ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru