Сущность полового воспитания

Развитие образования » Половое воспитание » Сущность полового воспитания

Страница 1

Половое воспитание — процесс, направленный на выработку качеств, черт, свойств, а также установок личности, определяющих полезное для общества отношение человека к представителям другого пола.

Сферу полового воспитания составляют не только такие специфические отношения между мужчиной и женщиной, как супружеские, но также и любые другие их отношения — в общественной жизни, в труде, в отдыхе, т. е. любые взаимоотношения людей разного пола. Половое воспитание предполагает не только нравственное поведение взрослых, но также и нравственное поведение детей, которые должны быть правильно воспитаны и в половом отношении.

Цели и задачи полового воспитания полностью определяются интересами общества. Неверно было бы считать, что в сфере личной жизни человек находится вне общества. Ведь особенности каждого человека на индивидуальном уровне выражают особенности того общества, представителем которого он является. Поэтому тот, кто не может найти себя в общественной жизни, не может достаточно успешно утвердить себя и в семье, в так называемой личной жизни.

Ребенок развивается как личность в процессе деятельности; последняя представляет собой неразрывное единство. Однако здесь можно выделить специфические моменты. В плане способности преобразовывать мир (знания, умения, навыки) — это обучение, в плане способности к оценке общественного значения себя как действующей личности и конкретных своих действий (формирование нравственных понятий, определенное отношение к окружающим людям, к обществу в целом и т. д.) — это воспитание.

В воспитании можно выделить такие последовательно происходящие процессы (соответственно этапы):

1) восприятие и запоминание чего-либо;

2) осознание и переживание этого, выработка положительной или отрицательной оценки;

3) возникновение чувства личной причастности к этому, его личностной значимости;

4) формирование потребности действовать в определённом соответствии с этим личностно значимым;

5) наконец, невозможность поступать иначе.

Процесс обучения может и должен иметь последовательный характер: сегодня учим одному, завтра — другому. Таким путем можно осуществить программу обучения, выработать целостную систему знаний. Воспитание тоже происходит последовательно, но значительно труднее организовать воспитательную деятельность так, чтобы последовательно воспитывать одно качество личности за другим: здесь последовательность не всегда возможна — многое формируется одновременно, пусть и с разной эффективностью и скоростью. Если знание чаще напоминает цепь, последовательность, то личность — это, скорее, созвучие, гармония. Как раз в приложении к половому воспитанию это особенно актуально: есть определенное число людей, которые проявляют недостаточную сознательность именно в специфических отношениях с представителями другого пола, придерживаются других убеждений, чуждых коммунистической морали, хотя, казалось, в других отношениях это вполне достойные члены общества.

Основные качества личности, которые последовательно должны вырабатываться в процессе воспитания, можно отнести к двум взаимосвязанным направлениям:

а) по их важности в общечеловеческом плане;

б) по их значимости с точки зрения осознанной причастности ко все более широкой социальной группе — семье, коллективу, обществу в целом.

В отличие от обучения, воспитание требует значительно больше времени. Это и понятно, так как процессы, происходящие при воспитании, более глубоки. Поэтому после какого-либо воздействия на ребенка с воспитательной целью или события, имеющего воспитательное значение, может пройти значительное время, пока скажутся результаты воспитания. Следовательно, непосредственной обратной связи между воспитателем и воспитуемым нет, вернее, она срабатывает после довольно длительного латентного периода. Если ход процесса обучения сравнительно легко контролировать, то в отношении воспитания сделать это труднее, и поэтому результаты воспитания нередко сказываются значительно позже, и поэтому порой они оказываются неожиданными для родителей. Кроме того, качества личности по мере развития ребенка не просто складываются (т. е. развитие личности происходит не путем простого сложения качеств), а каждое качество совершенствуется, углубляется, как бы обновляется и заново перестраивается на всё более высоком уровне, образует с другими качествами новое и более полное созвучие.

Страницы: 1 2

Неверные установки в половом воспитании
Характеристика неверных установок, выявленных нами при анализе трудностей полового воспитания. Следует учитывать, что в конкретных жизненных ситуациях может проявляться неблагоприятное влияние сразу нескольких установок, в изолированном виде они почти не встречаются. Например, негативизм часто оказ ...

Направления работы социального педагога в летних оздоровительных лагерях
Работа социального педагога в детских лагерях в большом объеме предусмотрена не во всех оздоровительных лагерях. Однако, как мы уже выяснили, для оздоровительных лагерей работа социального педагога востребована не только штатным расписанием, но и, главным образом, поставленными перед ними задачами. ...

Инновационные методы обучения
Модульная технология обучения - педагогическая технология, построенная по принципу модульного содержания и процесса обучения. Смыслом модульной технологии обучения является такое изменение организационных основ педагогического процесса, которое обеспечивает условия для индивидуализации и дифференци ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru