Технология самооценки - «языковой портфель»

Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована в школе?

«Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые он собирает, руководствуясь собственным желанием или заданием учителя. «Языковой портфель» может представлять собой самостоятельный документ, а может входить как часть в «Портфель ученика», в котором собраны разные портфели: «Портфель по физике», «Портфель по биологии» и т.д.

«Языковой портфель» призван способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком, в частности на приобретение школьником всех видов компетенции: лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой. такое осознание достигается через описание учеником уровня владения составляющими каждой компетенции.

По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.

Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:

в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе (описание дает как учитель, так и ученик);

в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависимости от этапа обучения (начальный, средний и старший);

в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изложения и т. д.);

в определении личной позиции ученика по отношению к предмету на определенном этапе обучения;

в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.

В «Языковой портфель» включены таблицы для самооценки, где описаны уровни (А, В, С) сформированности речевых умений во всех видах речевой деятельности аудирование, говорение (монолог, диалог), чтение, письмо.

Эти уровни А, В, С определены для иностранного языка как уровни овладения речевыми умениями. Трансляция перечня речевых умений по уровням на русский язык возможна с учетом специфики и этапа освоения русского языка.

Знакомясь с таблицами самооценки, ученик может осознать свой уровень овладения речевыми умениями.

Итак, роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.

Эти сравнительно новые технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. самонаблюдения, самооценки, формируют умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, самостоятельно мыслить.

Таким образом, образовательная технология точно определяет способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, их роль в образовательном процессе, четкое следование технологии (а не только использование отдельных ее элементов) позволяет добиться поставленных целей (получить образовательный результат).

Главное направление личностноориентированных технологий образования в педагогике — это формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) — это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Содержание технологического образования школьников в 10 классе по теме «Художественно прикладное творчество»
Анализ школьной программы по технологии в 10 классе. Раздел художественно прикладное творчество (20 часов). 1) Программы средних общеобразовательных учреждений. Трудовое обучение. Технология, 1-4 классы, 5-11 классы. / Под ред. Ю.Л. Хотунцева, В.Д. Симоненко. – М.: - "Просвещение", 1995. ...

Проблема развития мотивации учения в отечественной и зарубежной психологии
Понятие мотивация (от лат. movere) имеет несколько трактовок: 1) побуждение к действию; 2) динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; 3) способность человека деятельно удовлетворять ...

Особенности различных видов инвалидности
Согласно 0 от 24 ноября 1995 г. № 181 «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеванием, последствием травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты». «Ограничени ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru