Технология самооценки - «языковой портфель»

Одной из технологий личностно ориентированного обучения, пока еще не вошедшей широко в практику обучения русскому языку, является «Языковой портфель». В чем состоит данная технология и как она может быть использована в школе?

«Языковой портфель» - это комплект документов и самостоятельных работ ученика по русскому языку, которые он собирает, руководствуясь собственным желанием или заданием учителя. «Языковой портфель» может представлять собой самостоятельный документ, а может входить как часть в «Портфель ученика», в котором собраны разные портфели: «Портфель по физике», «Портфель по биологии» и т.д.

«Языковой портфель» призван способствовать осознанию учащимся собственной познавательной деятельности, направленной на овладение русским языком, в частности на приобретение школьником всех видов компетенции: лингвистической (языковедческой), языковой, коммуникативной и культуроведческой. такое осознание достигается через описание учеником уровня владения составляющими каждой компетенции.

По форме «Языковой портфель» - новый тип рабочей тетради-папки, фиксирующей самооценку речевых умений учащихся.

Назначение языкового портфеля должно быть понятно ученику, родителям, учителям другой школы (в случае перехода учащегося) и заключается в следующем:

в описании проделанной учеником работы по совершенствованию речевых умений за годы обучения в школе (описание дает как учитель, так и ученик);

в качественной фиксации учеником и учителем уровня овладения основными видами речевой деятельности (слушанием, говорением, чтением и письмом) в зависимости от этапа обучения (начальный, средний и старший);

в презентации (по выбору ученика) наиболее удачных письменных работ, разнообразных по жанру (сочинения разных жанров, ответы на вопросы, диктанты, изложения и т. д.);

в определении личной позиции ученика по отношению к предмету на определенном этапе обучения;

в прогнозировании профессиональных склонностей ученика на этапе предпрофильного и профильного обучения.

В «Языковой портфель» включены таблицы для самооценки, где описаны уровни (А, В, С) сформированности речевых умений во всех видах речевой деятельности аудирование, говорение (монолог, диалог), чтение, письмо.

Эти уровни А, В, С определены для иностранного языка как уровни овладения речевыми умениями. Трансляция перечня речевых умений по уровням на русский язык возможна с учетом специфики и этапа освоения русского языка.

Знакомясь с таблицами самооценки, ученик может осознать свой уровень овладения речевыми умениями.

Итак, роль данной технологии в школе состоит в том, чтобы привить тягу к самосовершенствованию, развивать личностный мотив в обучении, помочь объективно определить выбор профиля обучения.

Эти сравнительно новые технологии, которые объединяются названием «Портфель ученика», способствуют формированию необходимых навыков рефлексии, т. е. самонаблюдения, самооценки, формируют умения адекватно оценивать собственные достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного самосовершенствования, самостоятельно мыслить.

Таким образом, образовательная технология точно определяет способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика, их роль в образовательном процессе, четкое следование технологии (а не только использование отдельных ее элементов) позволяет добиться поставленных целей (получить образовательный результат).

Главное направление личностноориентированных технологий образования в педагогике — это формирование и развитие интеллектуальных и речевых умений учащихся, их нравственное развитие, формирование критического и творческого мышления как приоритетных направлений интеллектуального развития человека.

Новые образовательные технологии (модульное обучение, технология уровневой дифференциации, метод проектов, дистанционное обучение и др.) — это совокупность определенных форм и методов обучения, обеспечивающих решение учениками в результате самостоятельных действий образовательной задачи. Таким образом, в основе образовательных технологий лежат те цели, которые должны быть достигнуты (образовательный результат), способ взаимосвязанной деятельности учителя и ученика и их роль в образовательном процессе.

Консультация для родителей «Подвижные игры с малышами»
Правильно ходить, быстро бегать, смело прыгать, ловко лазать и бросать мяч ребенок проще всего научится в подвижной игре, когда он незаметно для себя, без принуждения выполняет ваши требования и совершенствуется как в двигательном развитии, так и в умении правильно вести себя в коллективе. Подвижны ...

Использование пространственного мышления в черчении и технологии
Проблемой формирования пространственного мышления, пространственного воображения у учащихся, результатом вышеуказанных процессов являются пространственные представления, без которых освоить данный предмет просто невозможно. Развитие воображения – важнейшее условие овладения умением строить и читать ...

Типология неуспеваемости учащихся младшего школьного возраста
В практике повседневной работы с младшими школьниками в каждом конкретном случае неуспеваемости встречаются с совершенно новыми особенностями, требующими поисков новых путей индивидуального подхода. Такая «многоликость» школьной неуспеваемости создает значительные трудности в работе учителей по ее ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru