Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Развитие образования » Проблемы воспитания личности в творческом коллективе » Понятие личности в отечественной и зарубежной психологии

Страница 3

Личность вступает в многообразные общественные связи и осуществляет деятельность в разных сферах практики, руководствуясь разными побуждениями и мотивами.

Мотив - осознанное побуждение к деятельности или поведению. В одних случаях человек руководствуется сознанием общественного долга, в других - личностными потребностями или интересами, в-третьих - на основе чувств. При анализе поведения их деятельности необходимо учитывать не только основные стремления, но и выяснить морально-психологические устои личности. Которые определяют ее жизненную позицию, ее отношение к различным сторонам действительности.

От мотивов, как осознанных побуждений следует отличать влечения (это неосознанные внутренние пробуждения или внешние стимулы), т.е. личность не взвешивает общественную значимость этих влечений, не учитывает последствия действий. Изучение мотивов человека имеет важное значение для понимания сущности личности.

Потребность - это испытываемая человеком необходимость в определенных условиях жизни и развития. Потребности осознанны, проявляются в форме мотивов поведения. Потребности побуждают человека к активности. Все потребности человека социально обусловлены, их развитие определяется характером социального производства и общественных отношений (по отношению к физиологическим потребностям общество определяет форму удовлетворения). По отношению к социально-духовным потребностям определяет как форму, так и содержание. Потребности влияют на переживание, мышление и волю человека, в связи с удовлетворением потребностей в зависимости от средств и способа их удовлетворения человек переживает эмоции напряжения, радости. Потребность - основная побудительная сила познавательной и практической деятельности человека. Чтобы удовлетворить свои потребности человек должен найти средства или иные, а затем решить определенные практические и теоретические задачи. Потребности многообразны, связаны между собой, доминируют в данное время, может подавлять все основные, и может определять основное направление деятельности.

Широта потребности зависит от уровня развития человека и материальных условий. Потребности регулируют поведение человека, учитывая внешние условия, поведения, морали. В отличие от животных они разумно удовлетворяют свои потребности.

Виды потребностей:

- Материальные,

- Духовные: эстетические и познаний (общие, частные).

- Общественные (в основу такой классификации положен принцип направленности на тот или иной отдел).

- На основании потребности в сознании формируется потребность в творчестве.

- Общественные потребности: общение, перенимание опыта и т.д. Потребности в общении выражают социальную природу человека. стимулирует развитие личности. Порождает любовь, взаимопонимание и т.д.

Интерес - избирательное отношение личности к объекту. В силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. Интересы возникают на основе потребностей, но не сводятся к ним. Потребность выражает необходимость. А интерес - личную приязнь какой-либо деятельности. Углубившийся и утвердившийся интерес может стать потребностью. Интерес может появляться стихийно и неосознанно, в следствии эмоциональной привлекательности объекта и уже потом осознается его жизненное значение, которое определяется многими причинами. Одни объекты отвечают общечеловеческой природе. Привлекают множество людей, другие отвечают возрастным особенностям. Третьи - социально-групповым особенностям, четвертые - индивидуальным. Различают в отношении к объекту зависимость от личного опыта образованности, воспитанности, воспитанности, духовного склада личности и т.д.

Виды интересов: они различаются по содержанию и направленности, выделяют материальные, общественные и духовные интересы. Материальный интерес проявляется в стремлении к жилищным удобствам, необычным изделиям обихода и т.д. Материальные интересы могут носить искаженные формы: стяжательства. Стремление к роскоши и т.д. Духовные интересы характеризуют высокий уровень развития личности. Это прежде всего познавательные интересы, интересы к литературе и искусству. Общественные интересы включают интересы к общественной работе и организационной деятельности. Различают непосредственный и опосредованный интерес. Непосредственный интерес - это интерес к самому процессу действительности. Например, к процессу познания, овладения знаниями. Опосредованный интерес - это интерес к результатам деятельности. Наиболее благоприятными для активной и продуктивной деятельности человека является правильное соответствие непосредственного и опосредованного интересов. По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные - это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта.

Страницы: 1 2 3 4

Понятия - гуманность учителя, ученика. Идея гуманизации школ
Во-первых, гуманность учителя - позиция, которая выражается в умении видеть за любыми внешними проявлениями ребенка черты живого, но сложного человека, имеющего право на индивидуальность, в умении не подавить человеческое профессиональным, проявить и понять настроение детей, ребенка, коллег, родите ...

Физиологические основы развития мелкой моторики рук
Моторика - совокупность двигательных реакций, умений, навыков и сложных двигательных действий, свойственных человеку. В коррекционном плане выделяют: общую моторику, тонкую (или мелкую) ручную моторику и артикуляционную моторику. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психичес ...

Анализ учебно-методической литературы по теме исследования
Один из важнейших аспектов модернизации содержания математического образования состоит во включении в школьные программы элементов статистики и теории вероятностей. Это обусловлено ролью, которую играют вероятностно-статистические знания в общеобразовательной подготовке современного человека. Без м ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru