Технология уровневой дифференциации

Страница 2

Метод проектов вызывает интерес у преподавателей русского языка, однако опыт создания проектов по русскому языку пока невелик. Тем большее внимание учителей, методистов привлекают попытки создать учебный проект, выдержанный в рамках технологических требований. Во многих школах Москвы используются подходы к структурированию проекта, намеченные Е. С. Полат.

Учителя начинают всегда с выбора темы проекта, его типа, определения количества участников. Далее учителю необходимо продумать проблемы, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики, и помочь учащимся их осознать, сформулировать (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд и т. д.). Учитель нацеливает учащихся на обсуждение возможных методов исследования, самостоятельный поиск информации, творческие решения.

Очень важно организовать промежуточные обсуждения полученных данных в группах на уроках или на занятиях в научном обществе. Раз в четверть или в триместр участник проекта докладывает о промежуточных результатах. Это позволяет организовать планомерную работу учащихся над проектом. Обычно проводится предзащита проекта, где высказываются замечания, даются советы по окончательному оформлению результатов.

Защита проектов предусматривает коллективное обсуждение, экспертизу, оппонирование, результаты внешней оценки, выводы. Лучшие работы публикуются в школьных сборниках.

Защита проектов часто проводится в рамках ученических итоговых конференций, например, в рамках Ломоносовских чтений, Дней славянской письменности, научно-теоретических семинаров, олимпиад.

Так, интересен опыт проведения защиты проекта по теме «Великий лексикограф земли русской» (к 200-летию Владимира Ивановича Даля). Приведем структуру этого учебного проекта.

Исследовательский проект «Великий лексикограф земли русской (к 200-летию В. И. Даля)

Задача: знакомство учащихся с жизнью и творчеством великого русского лексикографа Владимира Ивановича Даля, с «Толковым словарем живого великорусского языка»— «свое образной энциклопедией народной русской жизни первой половины XIX в.».

Проблема: почему датчанин по происхождению, В. И. Даль, человек энциклопедически образованный, разносторонне одаренный, проявивший себя во многих областях знания, знаменит прежде всего своим «Толковым словарем .»? Заслонил ли словарь известного писателя, человека разнообразных талантов, с богатой, интересной судьбой? Опровергните или подтвердите формулу «Даль и есть Словарь».

Источники информации: литературные (книги, газетные и журнальные публикации и т. п.), словари, справочники и др.

Обработка информации: анализ литературы, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы.

Результат: доклад, реферат, стенгазета или другие наглядные материалы.

Презентация: выступление на школьном мероприятии, посвященном 200-летию В. И. Даля (ноябрь 2001 г.).

Сценарий защиты

Обозначение проблемы: «Лексикографический подвиг В.И.Даля».

Защита своей гипотезы:

а) материалы по теме «История создания «Толкового словаря»;

б) материалы по теме «Чем словарь В. И. Даля отличается от других существующих в то время словарей русского языка?»;

в) материалы по теме «Фразеология в словаре В. И. Даля»;

г) материалы по теме «Почему словарь В. И. Даля называют «Энциклопедией русской жизни первой половины XIX века»?».

Общий вывод,

Ответы на вопросы (дискуссия).

Подготовка проекта велась как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Проблема для исследовательского проекта была предложена научным руководителем, соотносилась с курсом русского языка 7 класса.

Выявить проблему в рамках заданной темы не просто, роль учителя в этом процессе значительна. Так же не просто наметить темы для учебных проектов по русскому языку. Ориентиром могут быть темы рефератов, рекомендованные Министерством образования и предъявленные в форме высказываний ученых и писателей о русском языке, языковых явлениях, например: «Язык всем знаниям и всей природе ключ». (Г. Державин); «Самые правила языка не изобретаются, а в нем уже существуют; надобно только открыть или показать оныя». (Н. Карамзин) и др.

Таким образом, учебный проект состоится лишь тогда, когда в каждой теме будет выявлена общественно значимая проблема, определены методы исследования, спланирована деятельность ученика.

Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой квалификации преподавателя, умеющего руководить исследовательской деятельностью ученика, а именно - помогать в формулировке проблемы проекта с учетом интересов и возрастных особенностей ученика, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность ученика, спланировав ее этапы, помогая распределить задания для каждого участника проекта» проводить консультации, развивать навыки рефлексии, воспитывать терпимость друг к другу, умение общаться в процессе коллективной деятельности.

Страницы: 1 2 

Анализ результатов использования нестандартных уроков
Проверка нашей гипотезы осуществлялась в ходе наблюдения и эксперимента в 5 ''В '' классе СШ №9, г. Солигорска. Целью констатирующего этапа эксперимента ставилось выявление исходного уровня знаний учащихся путем наблюдений и устного опроса. Результаты констатирующего среза и результаты наблюдения п ...

Подготовка олимпиад по физике
Важным аспектом в моей деятельности с одаренными учащимися является организация и подготовка олимпиад по физике. Основная часть этой работы проводится на факультативных занятиях по программе факультатива «Решение задач повышенной сложности» (автор-составитель – Слободянюк Анатолий Иванович, заведую ...

Авторский элективный курс "основы медицинских знаний": задачи и содержание программы
Авторский элективный курс "Основы медицинских знаний" предлагается для учащихся, проявивших интерес к физиологии, анатомии и другим биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 17 часов. Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знан ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru