Задачи, содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности

Страница 2

В исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.

Важным условием обеспечения процесса формирования исследовательских умений и навыков у учащихся является отбор содержания образовательной среды. По мнению Т.В. Дворецкой, развивающая образовательная среда – это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, составная часть общения и воспитания [Дворецкая 2001: 24]. Нужно стремиться к созданию творческой атмосферы. Она должна быть максимально вариативной, разнообразной по содержанию и способам деятельности. На это направлена деятельность администрации школы, учителей, методических объединений и т.д.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Основной целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности школьника, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;

– обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;

– сформировать у учащихся мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

– дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;

– помочь развитию творческого мышления школьников;

– способствовать формированию у школьников интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

– сформировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;

– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;

– сформировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить;

– развить коммуникативные способности;

– создать условия для расширения среды общения и получения информации;

– помочь в выборе профессии и т.д.

Решающее значение во всей работе имеет представление исследования. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.

Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Их методическая сторона может быть поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

ребенок выделяет и ставит проблему;

предлагает возможные варианты решения;

собирает материал;

делает обобщения;

готовит проект (доклад, макет и др.);

защищает проект.

В зависимости от выбранной темы А.И. Савенков подразделяет и долговременные, и экспресс-исследования на следующие виды:

фантастические, если темы ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические, если темы ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;

эмпирические, если темы предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Страницы: 1 2 3

Характеристика жанров сочинений и изложений
Сочинения как устные (то есть рассказы), так и письменные различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку. Жанры школьных сочинений требуют разграничения простейших жанров. Текстовые упражнения делятся, согласно методической традиции, н ...

Особенности обучения информатике
Говоря о преподавании информатики, следует первоначально изучить нормативную документацию, а именно стандарты образования. В данном документе идет речь не только о перечне необходимых ЗУН учащихся, но и о возможном техническом оснащении уроков информатики. Например, использование в преподавании кур ...

Развитие навыков диалогической и монологической речи на уроках развития речи в школе для слабослышащих учащихся
Обучение диалогу составляет одну из центральных задач развития устной речи (и речи в целом). С одной стороны, овладение лексикой и умениями выражать смысловые отношения является необходимым условием, обеспечивающим возможность развития диалогической речи, а с другой – развитие умения вести диалог с ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru