Задачи, содержание, формы и методы подготовки старшеклассников к исследовательской деятельности

Страница 2

В исследовательских задачах исследуемая величина зависит от нескольких несложных факторов (например, загрязненность местности в зависимости от расстояния до трубы завода и метеоусловий). Влияние факторов на исследуемую величину представляет собой прекрасный объект для анализа, посильного учащимся.

В научных задачах присутствуют много факторов, влияние которых на исследуемые величины достаточно сложно. Анализ таких задач требует широкого кругозора и научной интуиции и неприменим в образовательном процессе.

Важным условием обеспечения процесса формирования исследовательских умений и навыков у учащихся является отбор содержания образовательной среды. По мнению Т.В. Дворецкой, развивающая образовательная среда – это созданная учителями, учащимися и родителями атмосфера интеллектуального поиска и творческой деятельности, составная часть общения и воспитания [Дворецкая 2001: 24]. Нужно стремиться к созданию творческой атмосферы. Она должна быть максимально вариативной, разнообразной по содержанию и способам деятельности. На это направлена деятельность администрации школы, учителей, методических объединений и т.д.

Таким образом, научно-исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Основной целью такого взаимодействия является создание условий для развития творческой личности школьника, ее самоопределения и самореализации.

В процессе достижения поставленной цели важно решить следующие задачи:

– выявить склонности учащихся к ведению научно-исследовательской работы;

– обеспечить овладение учащимися методами научного познания в процессе исследовательской деятельности;

– сформировать у учащихся мотивацию, потребность в такого рода деятельности;

– дать школьникам полноценные, хорошо ими осознанные, оперативно и гибко используемые знания;

– помочь развитию творческого мышления школьников;

– способствовать формированию у школьников интереса к познанию мира, сущности процессов и явлений (науки, техники, искусства, природы, общества и т.п.);

– сформировать у учеников умения и навыки ведения исследовательской работы;

– приобщить учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;

– сформировать у них умения самостоятельно, творчески мыслить;

– развить коммуникативные способности;

– создать условия для расширения среды общения и получения информации;

– помочь в выборе профессии и т.д.

Решающее значение во всей работе имеет представление исследования. Наличие стандартов представления является характерным атрибутом исследовательской деятельности и выражено достаточно жестко в отличие, например, от деятельности в сфере искусства. Таких стандартов в науке несколько: тезисы, научная статья, устный доклад, диссертация, монография, популярная статья. В каждом из стандартов определен характер языка, объем, структура. При представлении руководитель и учащийся должны с самого начала определиться с тем жанром, в котором они работают, и строго следовать его требованиям. Наиболее популярными на современных юношеских конференциях являются жанры тезисов, статьи, доклада. При этом в этих формах могут быть представлены и не исследовательские работы, а, например, рефераты или описательные работы.

Среди форм организации исследовательской деятельности учащихся А.И. Савенков выделяет экспресс-исследования и долговременные исследования.

Экспресс-исследования – кратковременное исследование по предложенной педагогом тематике. Эта форма организации предполагает массовое участие детей и одаренных, и тех, кто не может быть отнесен к этой категории.

Долговременные исследования проводятся в рамках внеучебной деятельности. Их методическая сторона может быть поделена на шесть относительно самостоятельных этапов:

ребенок выделяет и ставит проблему;

предлагает возможные варианты решения;

собирает материал;

делает обобщения;

готовит проект (доклад, макет и др.);

защищает проект.

В зависимости от выбранной темы А.И. Савенков подразделяет и долговременные, и экспресс-исследования на следующие виды:

фантастические, если темы ориентированы на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;

теоретические, если темы ориентированы на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках: это то, что можно спросить у других людей, это то, что написано в книгах, и др.;

эмпирические, если темы предполагают проведение собственных наблюдений и экспериментов.

Страницы: 1 2 3

Личность в организации, роль характера, темперамента в профессиональной деятельности
Управление в современном дошкольном учреждении – это целеустремленная деятельность всех педагогов, направленная на обеспечение стабилизации, оптимального функционирования и развития ДОУ. Управление методической работой в условиях личностно – ориентированного подхода, по мнению Никишиной И.В. (25), ...

Авторский элективный курс "основы медицинских знаний": задачи и содержание программы
Авторский элективный курс "Основы медицинских знаний" предлагается для учащихся, проявивших интерес к физиологии, анатомии и другим биологическим дисциплинам. Курс рассчитан на 17 часов. Занятия по предпрофильному обучению будут способствовать овладению учащимися системой медицинских знан ...

Типы билингвального обучения
Тип БО Цель Язык обучения Вид куррикулума Политичес-кий и социо-культурный контекст (средовый фактор) Аккультурационный Вытесняю-щий Аккультурация, врастание этнических меньшинств Второй (госу-дарственный, официальный, иностранный) Иммерсия, переходная программа Естественная Сох-раня-ющий в домини- ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.creativeeducation.ru